Таможня

Портал «Морской порт» в качестве дупла

В последних числах июня Новороссийская таможня провела рабочую встречу по вопросам преимуществ применения информационных таможенных технологий. Собрание, по сути, было посвящено работе портала «Морской порт» к работе которого у участников ВЭД имеется, мягко говоря, немало претензий. Напомним, согласно приказу ФТС от 8 июня этого года до середины 2017 года к работе через портал должны быть подключены все без исключения морские пункты пропуска в стране.

Участники встречи уделили много внимания истории создания Портала и планам того, как он радикально улучшит жизнь экспортеров и импортеров. Увы, но некоторые моменты совещания носили, по сути, саморазоблачительный характер. «По результатам анализа информации о товаре и судне, а также работы госкомиссии должностные лица таможенного поста принимают решения в отношении судна и выгрузки товаров. Информация о всех решениях является доступной представителям контролирующих органов, представителям перевозчика, администрации порта и операторам морских терминалов. Операторы морских терминалов при разгрузке могут руководствоваться вынесенными решениями и дополнительными указаниями о местах установки отдельных товаров», - сообщил заместитель начальника Новороссийского Юго-Восточного таможенного поста Эдуард Саманюк. То есть таможенники признают, что итоговое решение принимается только на основании решения госкомиссии. Но зачем тогда нужен портал, который с помпой разрабатывали несколько лет, на что ушло 36 млн рублей бюджетных денег?  Ведь, как и раньше, долгий и мучительный ввод данных в «Морской порт» не избавляет от необходимости все документы приносить и в бумажном виде, о чем не раз заявляли морские перевозчики. При такой системе неудобный в использовании инструмент не облегчает их работу, а служит лишь еще одним обременением.

Таким образом, реальные проблемы, с которыми сталкиваются те, кого принуждают  пользоваться чудо-порталом, на рабочей встрече практически не обсуждались. Не давалась адекватная оценка тому факту, что формат ввода данных в электронный портал неудобен и не отвечает международным требованиям. В результате, предприниматели вынуждены работать не напрямую с «Морским портом», а с фирмами, предоставляющими программы-конвертеры, которые переводят документы из международного формата в формат, нужный для таможенников.

Хуже того, когда перевозчик в электронном виде  подает сведения в «Морской порт» он не получает никакой ответной реакции и даже не знает, собираются ли таможенники задерживать какой-то контейнер, попал ли он под риски и подлежит ли досмотру. Данные просто уходят в небытие, да, впрочем, это и не так важно, ведь после их ввода все равно нужно физически везти бумажные документы и показывать их контролирующим органам.  

ФТС явно демонстрирует, что жаловаться на портал – бесполезно, рабочая встреча в Новороссийске – лишнее тому подтверждение. А раз жаловаться бесполезно, заинтересованные лица выражают свою скорбь на просторах интернета. Владимир Коростелев, руководитель рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту, приводит мнение знакомого специалиста IT-индустрии из Санкт-Петербурга, который после знакомства с документацией на портал, не смог скрыть своего возмущения: «Видимо ФТС еще живет до сих пор во временах Царя Гороха, тогда им EDIFACT (международная система стандартов электронного обмена данными) не нужен, участники портового сообщества должны просто запихивать документы в дупло указанного им дерева. Ответ получат, когда сова проснется и выглянет из дупла (а когда она это сделает, никто не знает), а если, выспавшись, соблаговолит, то что-то просвистит свистом, понятным только ей одной». И продолжает не менее эмоционально: «Просто в голове не укладывается, кому такое «чудо техники» сгодиться может, если еще и его дальнейшее развитие намечается, то всем здравомыслящим пора паковать чемоданы в дурдом. Если весь здравомыслящий мир идет от консолидации данных действующих информационных систем в области транспорта и логистики, то таможенники, как я вижу, решили этот мир прогнуть под себя и заставить Землю вращаться в обратную сторону».

О грубых недостатках имеющейся системы говорят и представители рабочей группы Агентства стратегических инициатив «Совершенствование таможенного администрирования». Отмечают, что в ряде случаев портал работает настолько абсурдно, что решение о разрешении выгрузки приходит перевозчику уже после выхода разгруженного судна из порта. Говорят, что созыв на госкомиссию идет без временного регламента, как и все другие операции на портале, а часть кнопок «Морского порта» просто не работает.

Сам Владимир Коростелев считает, что мероприятие в Новороссийске просто не соответствует заявленному названию.

«Оно должно было быть посвящено новым информационным технологиям, но ничего ни нового, ни информационного там не обсуждалось. Реальная цель – собрать как можно больше людей и создать иллюзию обсуждения для протокола. При этом многие из приглашенных порталом пользоваться вообще не должны. Кроме того, на подобных совещаниях критические замечания обычно осмеливаются высказывать только гости из Москвы, а остальным предстоит еще работать в Новороссийске, с этой самой таможней. Приглашение на встречу в Южную региональную ассоциацию морских агентов и экспедиторов (ЮРАМА) не поступало, соответственно у них не было возможности заявить свою позицию. Портал не соответствует просто тому техническому заданию, которое было на него дано, при его разработке не проводился анализ бизнес-процессов. То есть деньги на разработку были выделены на один продукт, а получен – совсем другой. Те изменения,  о которых рассказывают таможенники, никаких принципиальных перемен в его работу не привносят. Я напомню, что сейчас на 300 контейнеров, прибывающих в порт, нужно 300 бумажных  комплектов документов в нескольких экземплярах. В существующем виде портал просто вреден и его было бы лучше ликвидировать», - считает Коростелев.

«Морской портал» – далеко не единственная автоматизированная система ФТС, которая вызывает много вопросов. Напомним,  Счетная палата заявила о серьезных злоупотреблениях при разработке информационно-аналитическая система по выявлению и расследованию преступлений и административных правонарушений «Витязь». 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы