Таможня

Таможня знает, что «Морской порт» плох, но ходу назад уже нет

1 октября участники рынка морских перевозок, работающие со свободным портом Владивосток, почувствуют существенные изменения: с этой даты им вменяется в обязанность предварительное информирование таможни о ввозимых грузах. Таможенники в кулуарах заседаний и сами признают, что портал «Морской порт», через который нужно подавать предварительную информацию, сделан с недоработками и только обременяет перевозчиков, но правительство дало команду делать единое окно, и никуда от этого не деться.

Помимо технических огрехов, о которых не раз сообщали члены рабочей группы АСИ «Совершенствование таможенного администрирования» представителям таможни в рамках совместных встреч, предлагаемая технология содержит существенный минус. Перевозчик, который за два часа до прибытия на границу должен направить в «Морской порт» транзитную декларацию либо декларацию о товарах, имеет не всю информацию, необходимую таможне. Часть нужных данных находится исключительно в руках грузоотправителя/грузополучателя, которому, по большому счету, не имеет смысла связываться с порталом – в конечном итоге он просто получит свой груз немного позже. Морской перевозчик, однако же, потеряет драгоценное время, маясь с «Морским портом», а потом и в порту.

«У перевозчика или морского агента, который вносит данные в портал, присутствует не вся информация, необходимая таможне для определения в том числе рисков, возможности разрешения на выгрузку. Портал на данный момент сырой, это и диктует то, в какой мере таможня использует данные − на 100% или просто как уведомление и отработку механизмов функционирования портала «Морской порт», − говорит ПРОВЭД вице-президент Калининградской Ассоциации Агентских и Экспедиторских Компаний Валерий Тарасов. В порту Калининград предварительное информирование тестируется в пилотном режиме, на добровольной основе.

medvedev radostny "Морской порт" - подстава для премьера и западня для ФТС«Представители таможенных органов согласны с тем, что портал сырой, требует доработки, но не более того, − продолжает он. − Мы говорим, что это является обременением, и они тоже с этим согласны, но у них своя точка зрения – им нужно выполнять указания правительства России. Хотя в кулуарах говорилось, что исходя из действующего наднационального законодательства − ТК ТС – предварительное информирование на транспорте не может быть обязательным, его не согласовывали на уровне ЕАЭС и не готовили под него соответствующие документы», − «Если исходить из таможенного законодательства ЕАЭС, то получается, что предварительное информирование на морском транспорте не является обязательным. Если исходить из реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», которая была на уровне постановления правительства, где ФТС обязана разработать систему «единого окна», то здесь мы подчиняемся законодательству России».

«Последнее постановление правительства, которое вышло 19 сентября, обязывающее госорганы в лице ФСБ, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Минтранса использовать портал «Морской порт» − это один из шагов по превращению существующего функционала «Морского порта» в прототип единого окна», − говорит эксперт. Но до единого окна ещё как до луны.

«Исходя из проблематики функционирования и недоработок портала, можно сказать, что это займет не 2 и не 3 года, прежде чем портал действительно станет единым окном», − уверен Валерий Тарасов.

При этом несмотря на очевидное недовольства бизнеса подарком в виде «Морского порта», на 180 аккумулированных в ФТС предложений по корректировкам к порталу, руководители таможенных управлений то тут, то там утверждают наперебой, что опыт Владивостока, ещё не даже не наработанный, будет распространен на все другие порты России в кратчайшие сроки.

«Обязательность нужно отодвинуть, − уверен Валерий Тарасов. − С точки зрения действующего законодательства это неправомерно. На уровне российском это идет отработка, апробация. И настораживает то, что руководители таможенных управлений делают заявления о том, что с какой-то даты предварительное информирование станет обязательным во всех портах».

Таможня хоть и разъясняет, поясняет на официальном сайте нюансы работы с предварительным информированием, «Морским портом», в рядах тех, кому с этими чудесами предстоит работать, наблюдается явное непонимание, что, куда, кому и главное – зачем, если очевидных выгод нет: время обработки судна не сокращается, количество необходимых документов в бумажном виде не уменьшается, процесс не становится прозрачнее и проще. «Работа для галочки», − в унисон твердят представители морского бизнеса. Работа эта обошлась бюджету больше чем в 30 млн рублей.



 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы