Аналитика

Экспорт продуктов питания: кого кормит Россия

Мы уже привыкли к тому, что Россия поставляет на мировые рынки всевозможные виды сырья – нефть, газ, уголь и металлы. Как правило, это товары невысокой степени переработки и с низкой добавленной стоимостью. Не исключение и продовольственные товары – Россия вывозит зерно, овощи, сырые мясо и рыбу. Тем не менее, девальвация рубля всё же внесла свои коррективы  - на фоне роста поставок сырья вырос и экспорт готовых продуктов, однако внутренний рынок отреагировал на это ростом цен.

Растущее производство толкает экспорт вперёд

Экспорт продовольствия стал резко расти со второй половины 2015 года на фоне ослабления курса рубля. Увеличению поставок за рубеж способствовал и рост объемов производства в аграрном секторе -  уже в прошлом году России удалось собрать рекордный урожай зерновых, кукурузы, картофеля, а также нарастить вылов рыбы и нарастить объем производства мяса и мясной продукции. 

Продолжился рост и в 2016 году. Всего, по данным Федеральной таможенной службы, за семь месяцев 2016 года экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил 8413,7 млн долларов (+2,9%)  по стоимости и 26149,4 тысяч тонн (+20,5%) в физическом выражении.

expo1

Как и год назад, стимулирует экспортеров девальвация и рост производства многих товаров. По подсчетам Минсельхоза, общий объем производства сельскохозяйственной продукции вырос на 3,4%. При этом объем намолоченных зерновых и зернобобовых культур вырос на 21,7% до 101,7 млн тонн. Производство мясного животноводства выросло на 5,2%, птицеводства на 4,1%,  яиц на 1,9%.

Несмотря на высокие издержи, производители расширяют посевные площади, увеличивают закупки сырья. Государство тоже немало вкладывает в отрасль. По оценке Минэкономразвития, на 31 августа 2016 года в отрасль направлено 115,5 млрд рублей (75,7% от суммы, предусмотренной на год). Ещё 191,4 млрд рублей составляет сумма банковских кредитов, которые выданы на проведение сезонно полевых работ.

Росту экспорта также способствует и то, что инфрастурктура отрасли оказалась не готова к росту производства – производители овощей, фруктов, зерновых и других сельскохозяйственных культур сталкиваются с недостатком хранилищ, а потому пытаются быстрее продать продукцию перекупщикам или выйти на внешние рынки.

В свою очередь, главным козырем в конкурентной борьбе на мировом рынке стали низкие цены и относительно высокий уровень качества.  Так, например, пшеницу Россия продает по 165 долларов за тонну, в то время, как ближайшие конкуренты Франция и Аргентина -  по 186 и 195 долларов за тону соответственно.

Кто покупает российские продукты

Зерновые являются главной статьёй нашего продовольственного экспорта. Всего  за семь месяцев Россия продала за рубеж свыше 15,6 млн тонн злаков (+31%), заняв первое место на мировом рынке. Ключевыми покупателями нашего зерна традиционно являются южные страны – Египет, Турция, Саудовская Аравия, а также некоторые страны Африки, однако в будущем Россия планирует выходить и на новые для неё рынки – страны Латинской Америки и Юго-восточной Азии.

На втором месте  - жиры и масла животного и растительного происхождения – всего за рубеж было вывезено 1,5 млн тонн продукции, что больше чем в прошлом году на 4%. Экспортируется в основном подсолнечное масло, маргарины и масляные смеси. Их экспорт также ориентирован на азиатские страны – Турцию, Китай, Египет и Алжир.     

Самый большой прирост среди различных видов продовольствия показали мясо и пищевые субпродукты, экспорт которых вырос почти в два раза до 90,8 тысяч тонн. Хотя это и не самая крупная статья российского экспорта, с каждым годом она становится всё выше. Пока география поставок не слишком широка – почти треть всего экспорта идёт на Украину, немногим менее в Казахстан и Гонконг. 

В целом российский экспорт продовольствия ориентирован преимущественно на страны Центральной Азии, Северной Африки и государства СНГ. На страны Европейского союза приходится только 30% всего объема поставок, при этом подавляющая часть из них – это злаки, готовые корма для животных и отходы пищевой промышленности.

expo2

Готовая продукция тоже идёт на экспорт

Несмотря на то, что российский экспорт продовольствия в основном представлен сырьевыми товарами, которые поставляются  для нужд промышленных предприятий, мы стали всё больше вывозить и готовой продукции.

Растущий экспорт – следствие роста производства, которое увеличивается ежегодно на протяжении последних пяти лет. По подсчетам Минэкономразвития, индекс производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, составил 102,4% по сравнению с прошлым годом. На 4,1% выросла переработка мяса, на 1,1% - молока, на 6,7%  - растительных и животных масел. Позитивные итоги показало даже производство рыбных продуктов – на 4,1% до 2748,1 тысяч тонн, которое долгое время сокращалось.

Отразилось это и на росте экспорта данной продукции. Мы стали вывозить на 55% больше сливочного масла, на 14% консервированных и переработанных овощей, на 7% больше готовой мясной и рыбной продукции, в том числе колбас и консервов. Совершенно неожиданные результаты показал шоколад, экспорт которого вырос на 10% до 74,7 тысяч тонн.

expo3

Основные покупатели российского продовольствия наши соседи – Казахстан, Беларусь, Украина, Азербайджан и другие государства СНГ. Страны дальнего зарубежья ввозят гораздо меньше готовых продуктов из России – их долю можно оценить лишь в 15-18%.

Однако стоит отметить, что страны Юго-Восточной Азии и  в особенности Китай стали проявлять всё больше интереса к нашим продуктам, которые заметно выигрывают не только по цене и качеству, но и содержанию полезных веществ. В целом российский экспорт продовольствия в Поднебесную за семь месяцев вырос на 20%,  а по отдельным товарам и того больше – почти в шесть раз выросли поставки кондитерских изделий, шоколада, макарон и хлебобулочной продукции.  

Для российского потребителя цены растут

Несмотря на рост производства, цены на внутреннем рынке продолжают увеличиваться. Летом  произошел лишь сезонный спад цен на плодоовощную продукцию, но в августе рост вновь возобновился. По сравнению с январем-августом 2015 года фрукты и овощи стали дороже на 3,7%.

Цены на белковую продукцию к августу прошлого года выросли на 4,3%. Дороже всего стали стоить рыба и морепродукты (+10,5%), молоко (+7,1%) и сливочное масло (+8,5%). При этом цены увеличивают как сами производители продовольствия, так и оптовые посредники.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы