Экономика

О заевшихся россиянах и бедных американцах

Телевизор устами упитанного политика известил меня, что уровень потребления в России приближается к справедливому. Падает, то есть. И чем ниже, тем справедливее.

Мы еще поговорим об этом, но сначала расскажу о любопытном разговоре, который состоялся пару лет назад с одной американкой.  То есть как с американкой…

В 2001 году Полина Быстрова вышла замуж за Мэттью Кросби, стала Полиной Кросби и сделала Родине ручкой. Видимо, о чем-то догадывалась. Мэтт - потомственный республиканец, и Полина, чтобы не вносить раскол в семейные ценности, приняла веру супруга. Как положено истинному республиканцу, она ругала Обаму, жаловалась на тяжелую жизнь и высокие налоги. Ругала бездельников-негров, не желающих включаться в общественные процессы, штрейкбрехеров-мексов, отнимающих работу у американцев, ну и еще много кого по мелочи.

Для дальнейшего понимания ситуации познакомимся с американской ячейкой общества немного ближе.

Итак, Мэттью и Полина Кросби.

Он авиадиспетчер в небольшой авиакомпании, специализирующейся на грузовых перевозках. Она не работает, потому что с ее российским дипломом много не заработаешь, а если и заработаешь, то все отдашь за услуги няни, которая потребуется, чтобы воспитывать троих отпрысков династии Кросби. Справедливости ради, отметим, что роль домохозяйки она не выбирала, так уж сложилось.

Живет святое семейство в небольшом городке Гиг Харбор (штат Вашингтон), что в паре миль от Пьюджет-Саунд. Вы не были на Пьюджет-Саунд? Категорически рекомендую. В России это место непременно стало бы резервацией успешных бизнесменов и еще более успешных госслужащих. Живописнейший уголок. Рай на Земле! Пьюджет-Саунд – это система заливов и фьордов, образованных берегами моря Селиш. Там стоит побывать, уверяю вас. Иногда семья Кросби арендует недорогую яхту и отправляется в плавание вдоль берегов родного штата. Купаются, загорают, ловят рыбу, а вечерами бросают якорь у оборудованных причалов и сходят на берег, где уже обустроены места для семейных пикников. Полине не удалось привить домашним любовь к шашлыку, и потому американцы воздают должное традиционному барбекю. Такой вид досуга нравится всем, включая старшую дочь, домоседку Джейн, а сорванцы Брэндон и Майкл, понятное дело, просто живут ожиданием очередного путешествия.

americans  

Но мы отвлеклись.

Полина так отчаянно сетовала на уровень жизни простой американской семьи, что в конце концов меня стало ощутимо покалывать чувство вины. Судите сами.

Сбережений нет. Реально не получается ничего откладывать. Как только на карточку мужа поступает вожделенная зарплата, тут же включаются механизмы честного отъема денег у американского населения: налоги, ипотека, кредит за машину, медицинская страховка на всю семью…

- Думаешь, мы тут в шоколаде купаемся? – горько вопрошала Полинка, - Да точно так же тянемся от зарплаты до зарплаты! Крутимся, выкручиваемся… Мэтт, например, уже два года, как ездит на работу только с попутчиками-соседями. Бензин оплачивают вскладчину, хоть какая-то экономия.

Оно и правда, платить за бензин втроем дешевле, чем в одиночку. Японский внедорожник не так прожорлив, как американский, но все равно требует вложений.

 Сама Полина, конечно, не сидит дома круглые сутки. В России она была квалифицированным юристом, но в США работа по специальности ей не светила. Впрочем, это ее не расстроило, потому что юриспруденция никогда не была для нее смыслом жизни. В США она увлеклась фитнесом и йогой, и если раньше оплачивать ее увлечение приходилось мужу, то теперь дважды в неделю она дает бесплатные занятия в местном спортивном клубе, администрация же, в свою очередь, бесплатно снабжает ее безлимитной клубной картой.

Средняя зарплата авиадиспетчера в США – сто двадцать тысяч долларов в год. Десять тысяч в месяц. Шестьсот сорок две тысячи рублей в пересчете. Черт их разберет, американцев этих: куда можно ухнуть такую кучу денег…?  Ах да, запамятовал: они же яхту арендуют.

Чувство вины захлестнуло мой организм по самые глазные яблоки. Мы-то, как назло, были на подъеме, и ближе к завершению беседы мне было так неловко, что уже хотелось поскорее попрощаться до следующих встреч.

Но отгремела победоносная Олимпиада, в объятия Родины вернулся блудный полуостров, обрушилась нефть, за ней все валюты, до каких дотянулся наш ЦБ, и вот свершилось: уровень потребления стал сокращаться, и внезапно изо всех щелей брызнули фонтаны народного ликования.

Ура! – возрадовалось общество, - Наконец-то нас прижали к ногтю, а то ишь, распотреблялись. Хоть бы разок подавились для приличия! Иногда не понятно, кто сильнее радуется экономическому коллапсу: граждане или пропаганда. Тема Лебедев высказался в своем стиле, мол, шабаш, никчемные и бездарные! Уровень потребления сокращается, а значит, отныне будете потреблять не сколько хочется, а сколько реально заслуживаете.

Телевизоры бьются в истерике, наконец-то нашлись добрые люди, указали наше место на празднике жизни. Мы ведь сами-то меры не знаем и знать не хотим - потребляем! Перед новым годом магазины чистили – любо-дорого глядеть. Ни дать, ни взять – черная пятница.

potr1

Разница, благородные доны, в том, что в Черную Пятницу европеец ломится в магазины, потому что цены резко снизили, а россиянин от страха, что завтра цены резко вырастут. Вы разницу ощущаете?

Если все еще не ощущаете, вернемся к простой американской семье, которая, как и мы, тянется от зарплаты до зарплаты.

Разница, опять же, в том, что натужное американское житие от звонка до звонка проходит не в убитой панельной двушке, доставшейся по наследству от бабушки, а в хорошем двухэтажном доме с мансардой и небольшим участком земли. Дом расположен, естественно, в пригородном поселке, который у нас сопровождался бы двумя непременными эпитетами «элитный» и «коттеджный».

Мэтт ездит на внедорожнике, который в России может себе позволить успешный бизнесмен средней руки, но никак не авиадиспетчер. Полина водит хороший американский минивен, потому что большому семейству, нужна большая машина.

Каждый год она с детьми летает в Россию. Это не простое путешествие, а целое приключение: из Гиг Харбра в Чикаго, из Чикаго в Москву, из Москвы в родной городок на юге России и потом обратно. Да и как не летать, если целый год русская бабушка ждет своих американских внуков, а Брэндон и Майкл любят Россию и хорошо говорят по-русски, конечно, с акцентом, но когда они морщат лбы, подбирая нужное слово, выглядит это ужасно трогательно. Вот так и тянутся от зарплаты до зарплаты американский авиадиспетчер и его семья.

И прямо сейчас телевизор устами упитанного мужчины в хорошем костюме, говорит, что Россия больна потреблядством. Конечно, он другое слово произнес, но тон высказывания был именно таков: потреблядство! В завалах барахла душу теряем! - стенает упитанный мужчина в телевизоре. И глядя на лоснящиеся ланиты, мне хочется ласково взять его за пуговицу и тихо риторически спросить: это мы-то много потребляем?!

Что же тогда говорить о семье американского авиадиспетчера? На нашем фоне они выглядят не потребителями, а поглотителями. Однако, мне очень хочется посмотреть на американского политика, который отважился бы упрекнуть честного труженика Мэттью Кросби и его семью в чрезмерном потреблении. Боюсь, это были бы последние слова американского упитанного мужчины, сказанные им в своем политическом амплуа.  

Средняя зарплата авиадиспетчера в России – сто двадцать тысяч рублей в месяц. В Москве чуть больше, в регионах поменьше. И вроде неплохие ж деньги, подавляющая масса россиян о такой зарплате может только мечтать. Однако, отдых на яхте нашему авиадиспетчеру не только не по карману, но вообще выглядит издевательством над здравым смыслом.

На самом деле, мы потребляем очень мало. И чувство вины, внушаемое нам телевизором, суть не что иное, как дешевая манипуляция, которая обходится нам очень дорого. Парадоксальным образом, вернувшись домой, волшебный полуостров сделал нас не богаче, а беднее. Ох, Россия-мать, где еще такое возможно, чтоб держава приросла, а граждане усохли.

Мы потребляли мало, а будем потреблять еще меньше.

Вы заметили, как взлетели цены на растительное масло? Ведь еще полгода назад дешевое стоило шестьдесят рублей за литр, дорогое – около сотни. Что же произошло? Почему наше отечественное масло вздорожало чуть не вдвое? Ларчик открывается просто: отечественного растительного масла у нас нет. 

Во-первых, и это главное, семена масличных культур – подсолнечника, кукурузы, рапса – в России не производятся. Да, да, товарищи. Еще десять лет назад в каждом сельскохозяйственном регионе было предприятие, специализирующееся на производстве семенного материала. Теперь их нет. Не выжили. Импортные семена и дешевле, и плодороднее. Вам плохо? Выпейте корвалолу и перечитайте еще раз: Россия не может выращивать масличные культуры без импортных семян. Все семена для посева масличных культур завозятся из США, Бельгии и Голландии. И никакого импортозамещения, сермяжные мои, потому что производить семена в России очень дорого, продукция нашего вероятного противника обходятся много дешевле.

Во-вторых, пестициды для обработки масличных культур тоже сплошь импортные. И техника – тоже импортная. И оборудование на маслозаводах импортное. А доллар был тридцать рублей, стал шестьдесят. Упс! Встречай, россиянин, новые реалии!

Впрочем, россиянин уже привык к новой стоимости валют, и в массе не желает видеть связь между курсом доллара и просевшим уровнем жизни. Телевизоры уже ткнули пальцем в сторону виновников: по сложившейся традиции крайними назначены розничные сети. Но кто бы ни был назначен виноватым, а платить за все в итоге придется нам, потребителям.

Потреблядям.   

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы