Экономика

ЕЭК: право Союза и стран-членов потребует изменений для «единого окна»

Сегодня для ведения внешнеэкономической деятельности требуется 117 документов, установленных законодательством ЕАЭС, и ещё целый пласт, определяемый международными договорами, национальным законодательством и пр. 56 документов можно оформлять исключительно на бумаге, а для 37 документов из общего списка не установлены ни форма и порядок заполнения на бумажном носителе, ни возможность оформления в виде электронных документов, ни возможность определения форматов и структур электронных документов. С таким раскладом сложно говорить о скором «едином окне» в пространстве ЕАЭС: чтобы подготовиться к внедрению механизма, пришлось бы вносить нормативные изменения по каждому документу, а это прорва времени и сил. Есть и другой путь, который предлагает ЕЭК.

Представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и стран-участниц ЕАЭС, ответственные за реализацию проекта по развитию механизма «единого окна», собрались в Москве, чтобы оценить состояние развития национальных механизмов «единого окна» во внешнеэкономической деятельности. Заседание Координационного совета ЕЭК, который возглавляет работу по внедрению и развитию «единых окон» в государствах-членах ЕАЭС, прошло уже во второй раз – члены совета в этот раз обсуждали результаты анализа нормативно-правовой базы союза. Работа эта, среди прочего, включала комплексную ревизию нормативных актов, которые были приняты с целью создания условий для перехода участников ВЭД и государственных органов к электронному взаимодействию. На встрече стороны попытались проанализировать ключевые бизнес-процессы в сфере ВЭД, связанные с импортом, экспортом и транзитом товаров, информационно-технические системы и программы, используемые в настоящее время государственными органами.

«Для того чтобы понять, куда идти, нужно сначала понять, где ты находишься, поэтому мы начали работу с анализа существующей сегодня ситуации, − пояснил ПРОВЭД Владимир Скиба, директор Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК и руководитель одного из направлений, получившего условное название «Разрешительные документы». − Путь анализа на первоначальном этапе, по которому мы пошли, позволил выявить определенные риски, которые могли бы в дальнейшем поставить под вопрос саму идею внедрения механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности стран Союза. Мы считаем, что определение и проработка таких рисков на старте – единственно возможный вариант дальнейшего успеха в нашем деле».

На заседании Координационного совета были представлены итоги анализа более сотни документов, необходимых сегодня для осуществления ВЭД на территории ЕАЭС. Анализ, охвативший такие сферы регулирования, как ветеринарно-санитарная, санитарная, карантинная, фитосанитарная, нетарифная, техническая, должен был расставить некоторые точки над «i» в столь болезненном для сферы ВЭД вопросе, а точнее − выявить, насколько реально использовать данные документы и сведения из них при осуществлении ВЭД посредством разрабатываемого сейчас в странах ЕАЭС механизма «единого окна».

 «Только 24 из 117 включенных в анализ документов  могут оформляться в электронном виде, причём возможность определения форматов и структур в виде электронных документов из этих 24 существует сегодня только в отношении семи. Остальные 93 требуют внесения изменений в право Союза», − резюмировал Владимир Скиба, добавив, что внесение изменений в нормативные правовые акты ЕАЭС, которые позволят использовать  электронные документы наравне с письменными, должно стать следующим этапом работы.

«Необходимо предусматривать нормы, позволяющие разрабатывать и утверждать структуры и форматы этих электронных документов. Закрепление таких норм будет служить основанием для технической реализации и позволит планировать государствам-членам разработку или доработку информационных систем», - пояснил директор Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК, обратив внимание участников заседания и на то, что в анализ вошли далеко не все документы, задействованные сегодня в осуществлении ВЭД в странах ЕАЭС. Наряду с документами, которые установлены на национальном уровне, существует огромный пласт документов, принятых в рамках международных договорённостей государств-членов ЕАЭС с третьими странами. Владимир Скиба особо подчеркнул, что если задача внесения изменений в право ЕАЭС и в национальные акты более или менее разрешима, то внесение изменений в международные договоры, в которых участвуют третьи страны, − процесс крайне сложный и длительный.

«Я хочу подчеркнуть, что реинжиниринг существующих технологий обмена документами и сведениями, в котором и заключается суть «е-окна», - это очень сложный процесс с очень широким охватом по сферам, компетенциям и кругу задействованных лиц», - заявил представитель ЕЭК.

В качестве одного из вариантов разрешения сложившейся ситуации профильный департамент ЕЭК видит уход от законодательной переработки существующих документов, дабы наделить их необходимыми юридическими правами. Этот вариант основан на том, что, попросту говоря, для осуществления ВЭД нужны не сами документы в полном виде и составе, а отдельные сведения из них. Поэтому ЕЭК предлагает для указанных документов законодательно определить иной способ их электронного использования. Например, закрепить юридическую значимость сведений электронных баз данных (электронных реестров) данных документов либо определить в законодательстве нормы, которые предусматривают использование информационных систем государственных органов государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия, с определением участников такого взаимодействия, а также составов сведений для обмена. С этой целью члены Координационного совета обсудили и концепцию разрабатываемой эталонной модели «единого окна», которая могла бы стать ориентиром для государств-членов ЕЭАС в развитии национальных «единых окон».

«Мы как пионеры в этом деле готовы оказать консультационную поддержку и поделиться всеми нашими наработками как по организации мероприятий по закреплению в праве Союза возможности оформления электронных документов, так и по оценке целесообразности и возможности определения на уровне права Союза для документов, установленных национальными законодательствами государств-членов, единых для государств-членов форм и порядков заполнения на бумажном носителе, возможности их оформления в виде электронных документов, возможности определения форматов и структур электронных документов», − резюмировал свой доклад по результатам проведенного анализа Владимир Скиба.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы