Таможня

ФТС считает работу таможенных органов в рамках СУР эффективной

Несмотря на многочисленную критику действующей системы управления рисками (СУР) таможенных органов, Федеральная таможенная служба России по-прежнему настаивает на её эффективности и результативности. Собравшаяся на днях ведомственная коллегия в очередной раз похвалила деятельность таможенных органов в этом направлении.

Эффект СУРа

По информации таможенной службы, по итогам 2015 года таможенными органами утверждено в полтора раза больше профилей рисков, чем в 2014 (порядка 35 тысяч профилей), что привело к довзысканию таможенных платежей на сумму 18,5 млрд рублей, возбуждению 32 тысяч дел об административных правонарушениях и 934 уголовных дел. Помимо этого за прошедший год по результатам применения СУР таможня вынесла 24 тысячи решений об отказе в выпуске и 12,5 тысячи решений о запрете к ввозу либо вывозу товаров.

Также коллегия ФТС отметила крайне удовлетворительную работу по модернизации программных средств для работы с СУР.

«Автоматизировано выявление рисков при помещении товаров на временное хранение, перемещении транспортных средств международной перевозки, пересылке товаров в международных почтовых отправлениях и таможенном декларировании товаров для личного пользования с использованием электронных реестров, перемещаемых экспресс-перевозчиками в адрес физических лиц», – говорится в решении коллегии.

В добавление к этому, ФТС интегрировала библиотеку классификационных решений с Единой базой выявленных рисков, а также связала с этой базой комплекс программных средств «Постконтроль», что, по заверениям таможенников, существенно повысило эффективность работы как по направлению классификации товаров, так и в рамках осуществления контроля после выпуска. Дошла система управления рисками и до оперативных подразделений: ФТС наконец-то внедрила автоматизированный сегмент СУР, который дал возможность правоохранительным подразделениям таможен формировать целевые профили рисков самостоятельно, без участия профильных отделов применения СУР.

Это ещё не всё

А для того, чтобы СУР работала ещё эффективнее, в январе 2016 года ФТС России создала специальные центры оперативного мониторинга и управления рисками как в ФТС, так и в каждом региональном таможенном управлении.

«Центры обеспечены современными информационными ресурсами, позволяющими проводить мониторинг таможенных операций в отношении всех товаров во всех таможенных органах в режиме реального времени, отслеживать оперативную ситуацию и оперативно реагировать на возникающие рисковые и нештатные ситуации при перемещении товаров и транспортных средств, осуществлять контроль товаров на всех этапах их перемещения», – пояснили необходимость создания очередной надстройки внутри ведомства таможенники.

Вместе с тем, утверждённые планы работы и методики оценки эффективности деятельности таких центров пока отсутствуют.

Бонус для «добросовестных»

Особое внимание всегда уделяется и ещё одному вектору развития СУР – работе над субъектно-ориентированной моделью анализа и управления рисками. Эта модель предусматривает существенное, как утверждают таможенники, снижение количества форм таможенного контроля в отношении добросовестных участников ВЭД.

По заверению ФТС, в 2016 году среднее время выпуска товаров по импортным декларациям, в отношении которых выявлялись профили рисков, составило 13,4 часа, тогда как по товарам, ввозимым участниками ВЭД низкого уровня риска, этот показатель в 3 раза меньше. Таможенный досмотр в отношении таких компаний также проводился примерно в 2 раза реже.

Какие компании включены в список, насколько они соответствуют «правильным» критериям, каков алгоритм отбора, до сих пор никто достоверно не знает. Тем не менее, в начале 2016 года ФТС завершила мероприятия по «актуализации порядка определения категории уровня риска в рамках отраслевого подхода с учётом мнения представителей бизнес-сообщества». Как именно учитывалось мнение бизнес-сообщества, также неизвестно, но, по имеющейся информации, более 350 компаний уже внесены в список организаций категории низкого уровня риска по отраслевому принципу, а по результатам ежеквартального автоматизированного категорирования участников ВЭД, определены порядка 2 тысяч организаций, которые также были отнесены к категории низкого уровня риска.

Любопытно, что не так давно организованное взаимодействие ФТС и Федеральной налоговой службы, напротив, привело к тому, что более двух десятков участников ВЭД было исключено из перечня.

Но на этом работа с категорированием не заканчивается. Руководитель ФТС Андрей Бельянинов поручил Аналитическому управлению и Главному управлению таможенного контроля после выпуска товаров до 30 сентября 2016 года разработать проекты правовых актов, которые регламентируют порядок проведения дополнительного категорирования участников ВЭД.

Дифференцировать категории уровня риска участников ВЭД предполагается с учётом информационного взаимодействия между ФТС России, ФНС России, Банком России и другими федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, дабы не оставлять участников ВЭД низкого уровня риска без присмотра, региональным управлениям поручено до 1 августа 2016 года разработать предложения по совершенствованию контроля за их деятельностью уже после выпуска товаров.

Утечка СУРов

Несмотря на то, что решение коллегии составлено, как это и принято у таможенников, в духе «Эффективность, качество, дисциплина!», упомянули в нём и о проблемах.

Так, Аналитическое управление ФТС указывает на наличие фактов длительной загрузки сведений о совершении таможенных операций в центральную базу данных ФТС России. В связи с этим в оставшиеся летние месяцы управление информационных технологий ФТС будет проводить анализ технических причин сбоев в работе программного обеспечения. Кроме того, информационно-программные средства до сих пор не позволяют обеспечить автоматизацию процесса выявления рисков в отношении перемещения товаров для личного пользования с применением электронной пассажирской декларации.

А главное, что Андрей Бельянинов, который, видимо, все эти годы находился в неведении, наконец-таки поручил своим управлениям «провести мероприятия по выявлению каналов несанкционированного распространения сведений, содержащихся в профилях рисков».

Отчитаться в результатах этих поисков глава ФТС наказал к середине ноября 2016. Видимо, слишком глубоко проложены эти каналы, что так просто до них не добраться. Удивительно, как только участникам ВЭД удаётся выйти на эти «каналы» за пару дней, судя по тому, как быстро и просто они добывают соответствующую информацию.

В целом же ФТС своей работой и СУР довольна.

«В рамках намеченных целей и поставленных задач за истекший период времени проделана значительная работа по совершенствованию и автоматизации процесса управления рисками, а также по актуализации правовой базы, регламентирующей порядок применения СУР» – заключила коллегия в своём решении.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы