Таможня

Общественно-консультативный совет есть, таможенная политика тоже есть, а прогресса нет

В четверг после  полудня в ПРОВЭД пришел факс из ФТС. Вроде ничего необычного, почти ежедневно что-то приходит, но этот факс был необычный. ФТС приглашала ПРОВЭД на общественно-консультативный совет (ОКС). Срочно собрали совещание, надо было принципиально решить два вопроса:

 

1. Если не ехать, то кто не поедет?

2. Если ехать, то кого не жалко отправить?

Большинством голосов решили ехать. И чтобы обойтись меньшими потерями, решили отправить меня.

Прибыл на Фили. Приняли тепло, правда без хлеба и соли, но без обыска и досмотра, что уже хорошо.

Вела ОКС статс-секретарь – заместитель руководителя ФТС Голендеева Татьяна Николаевна. На повестке совета стояло пять – три по теме, два организационных – вопроса.

Вопрос повестки номер один

Обязательное предварительное информирование (ПИ) на железнодорожном транспорте.

О серьезных преимуществах и удобствах для участников ВЭД при введении ПИ на железнодорожном транспорте присутствующим рассказал Павел Трухин из ГУОТиТК.

Введение обязательного ПИ на всех видах транспорта – неизбежно, как грядущий Новый год. Тем более, что 17 сентября 2013года было подписано Решение ЕЭК №196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на ЕТТ ТС, железнодорожным транспортом». Поэтому из присутствующих никто не ставил под сомнение грядущее обязательное ПИ, за исключением представителя РЖД, который вполне обоснованно высказал свои опасения и ожидание трудностей, поскольку на нынешнем подготовительном этапе некоторые вопросы не решены. На этом, собственно, обсуждение введения обязательного ПИ на железнодорожном транспорте и закончилось.

Не думаю, что введение обязательного ПИ на железнодорожном транспорте должно вызвать трудности и сложности, да и опыт использования ПИ на автомобильном транспорте, который, очень надеемся, ФТС учтет, еще свеж в памяти.

Вопрос повестки номер два

На втором вопросе уже стало интереснее.

О непростой судьбе российских производителей труб в условиях ВТО присутствующим доложил директор Фонда развития трубной промышленности Калинский Олег Игоревич. И тема была более актуальной, и презентация  выступающего была красочной и наглядной. Пламенной речью, вполне обоснованно и аргументированно, выступающий пытался привлечь внимание, в первую очередь, представителей ФТС к непростому положению в отрасли из-за вступления России в ВТО. Особенно обращалось внимание на экспансию китайских трубников на российский рынок, как напрямую, так и в обход установленных антидемпинговых барьеров, через третьи страны.

Татьяна Николаевна Голендеева еще до выступления отметила, что на жалость особо рассчитывать не стоит, о конкретных мерах говорить ФТС готова, тем более, что трубопроизводители были в первых рядах сторонников вступлении РФ в ВТО. Но, как мне показалось, предложения директора ФРТП все же были услышаны ФТС. Как ФТС сможет защитить российских производителей труб – вопрос времени.

Вот, например, предложение ФРТП - ввести в законодательство ТС понятие ретроактивного применения мер торговой защиты, или же конкретизировать коды ТН ВЭД для композиций полиэтилена, не могут не радовать. Поскольку такая активность отраслевых объединений, которые стремятся выстроить правовую основу защиты отечественных производителей, да и потребителей, говорит о цивилизованном подходе применения административных инструментов в международной конкуренции.

Вопрос повестки номер три

Вопрос о роли таможенной службы в улучшении инвестиционного климата в России существенно оживил Совет. Особенно в части упрощения таможенных процедур и совершенствования системы управления рисками. Руководитель Департамента таможни ОАО «Автофрамос» Киселев Юрий Васильевич, по сути, попытался обозначить острые углы таможенного администрирования с позиции всего российского бизнеса. И судя по тому, как напряжённо сидели в креслах представители ФТС,  Юрию Васильевичу это удалось. Более того, как мне кажется, Юрию Васильевичу удалось затронуть тонкие душевные струны многих руководителей управлений, особенно начальника УРиОК, недавно назначенного Голоскокова Вячеслава Ивановича, который потом отдельно выступил с речью о судьбе СУР.

По мнению Юрия Киселева, упрощения для УЭО и различных категорий участников ВЭД должны касаться не только таможенных процедур, но и степени контроля в рамках СУР.

Если невозможно разнести выпуск и оформление товаров, предлагает он, хотя бы не требовать тогда от УЭО и самых «доверенных» категорий участников ВЭД формализации каких-либо документов. Достаточно ДТ, остальные документы при необходимости проверять на пост-контроле.

              

Также было выражено пожелание снизить требования по обоснованию данных, не имеющих существенного значения (например, вес брутто); давать однозначные разъяснения в ответ на запросы участников ВЭД; учитывать мнение участников ВЭД при внесении изменений в законодательство; разрешить доставку грузов УЭО без дополнительного обеспечения; сделать работу по классификации товаров более объективной, прекратить практику ретроспективного взыскания платежей.

Вопрос номер четыре  (вне повестки).

Похоже, моя неприкрытая радость в ходе выступления Юрия Киселева побудила выступить начальника УРиОК Голоскова Вячеслава Ивановича. А может, просто была домашняя заготовка ФТС.

Забегая вперед, хочу сказать что, после окончания выступления Главного по СУР в ФТС, мне захотелось встать и зааплодировать. Вполне искренне.

Если кратко, то за свое пятнадцатиминутное выступление про СУР, про планы развития СУР, про конкретные мероприятия, профили рисков и т.д., Вячеслав Иванович:

- ни разу не упомянул словосочетания «таможенная стоимость», и «контроль таможенной стоимости» в рамках СУР;

- рассказал о разработках математических моделей для проектирования профилей рисков (ПР), более того, многоуровневых моделей;

- порассуждал об издержках (непроизводственных издержках) импортеров, и о понимании того, что эти издержки необходимо минимизировать, в том числе и за счет увеличения скорости и снижения стоимости прохождения таможенных процедур.

Не верил своим ушам, пришлось даже попросить Саркисова В.П. (Президента НП Экспресс-перевозчиков) ущипнуть меня. Ущипнул. Все оказалось в реальности так, реально, и говорил Главный в ФТС по СУР. Вот теперь думай и волнуйся, в самом ли деле СУР ждут перемены и освобождение от «шкуркинской» идеологии – исключительно контроля только таможенной стоимости, или будет как всегда: надо было что-то сказать, вот и сказал, просто неожиданно красиво и грамотно получилось. Ждем перемен! Или: ждем перемен?

А в целом, вышел я с ОКС в смятении: если бизнес говорит таможне о своих проблемах, а таможня обсуждает с бизнесом эти проблемы, вроде бы, понимает эти проблемы, и понимает, о чем говорит, то, диалог вроде бы есть.  Но почему же все так вяло и со скрипом меняется?..

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы