Экономика

Проблема страховщиков в неоправданно завышенной стоимости ОСАГО

В Ростовской, Волгоградской, Мурманской, Челябинской областях и Краснодарском крае с 1 июня введена единая агентская структура по продаже полисов ОСАГО. Она должна была улучшить доступность услуги обязательного автострахования, но этого не произошло. Так, в Ростовской области с начала месяца поднялся ажиотаж и выросли дикие очереди среди желающих получить полис ОСАГО.

Система агентов, по информации Российского союза автостраховщиков, вводится для 81 страховой организации, входящей в РСА, между которыми должны заключаться агентские договоры на взаимовыгодное обслуживание автолюбителей. Она подготовлена для наиболее проблемных страховых компаний в регионах, где у них существенно снизились  прибыли из-за большого количества страховых случаев, поддельных полисов и чрезмерно активных «автоюристов».

Автогражданка — кормушка для посредников

Побывавший недавно  в Ростове-на-Дону глава «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров с нескрываемым раздражением отзывался о так называемых автоюристах, называя их мошенниками. Ему есть на что злиться — те отбирают у страховщиков кусок хлеба, используя их неповоротливость. За определенную плату они оказывают услуги, которые страховые компании выполняют слишком долго. Автоюристы неплохо зарабатывают на этом, а страховщики терпят убытки.

Чтобы во всём разобраться, мы пошли в офисы страховщиков. У входа в один из них «загорали» молодчики в белых рубашках, по виду офисные работники. Один из них подошел к потенциальному клиенту и предложил услуги: «Решим любые проблемы, быстро». На вопрос, кто вы, ответил: консультант. Оказалось, это и есть те самые враги страховщиков - автоюристы.

В здании страховой компании оказалось многолюдно, работал кондиционер, но видно, что люди устали находиться там даже в прохладе.

«В 8 утра, когда я пришла, здесь уже была очередь из 70 человек, - рассказала девушка, назвавшаяся Ириной. - Списки все время меняют. «Консультанты» в них кого-то вписывают после того, как им кто-то звонит. Они предлагают взять на себя страховой случай и решить все проблемы. За выезд комиссара платишь 500 рублей, остальные деньги взыскивают со страховой компании. Но народ в очереди говорит, что лучше с ними не связываться. К ним же обращаются, и когда страховая не оплатила ущерб, они выкупают долг компании перед автолюбителем и сами судятся».

Оказалось, что в этом здании находится отдел урегулирования убытков, а полисы выдают по другим адресам. Пришлось идти в ближайшие отделения. За дверью с табличкой извесной страховой компании девушка пояснила, что не относится к этой фирме, что их организация – это агент, то есть посредник. И этим же объяснила отсутствие очереди: «Многих не устраивают суммы — мы берем за свои услуги 1 500 рублей».

Мне, как будущему клиенту она назвала примерные суммы: если есть старый полис, к его стоимости надо прибавить 7 тысяч + 1тысяча техосмотр + 1,5  оформление + 4,5 тысячи аварийный комиссар. Однако дорого обходится страховка автолюбителю! Но больше всего удивил «аварийный комиссар» —  получается, страховая компания вводит автоюриста — только своего. Чтобы деньги не шли мимо кассы. И закрепляет своё право рублём, естественно, автовладельца.

«Сейчас его ввели взамен страхования жизни, квартиры. Это человек, который при ДТП занимается проблемой — ему надо позвонить, телефон указывается в документах, и он приезжает. Его услуги заранее включаются в стоимость полиса», - пояснила агент.

Она же рассказала, что документ можно будет получить только через день-два, потому что операционисты не успевают набирать текст. А в головных офисах, где оформляют напрямую, прием идёт по записи, и очереди уже составлены до августа.

В офисе другой крупной страховой компании, насчитали за полис ОСАГО 15 900 рублей, пояснив, что средняя стоимость составляет от 10 до 15 тысяч рублей. Учитываются многие факторы: количество лошадиных сил, возраст водителя. Про единую агентскую систему ни там, ни там не слышали.

Вместо одних допуслуг придумывают другие

Конкурируя, страховщики и придумывают введение новых систем в «проблемных» регионах. Для пущей важности делают заявления, как Дмитрий Маркаров: «Если условия работы страховщиков не будут изменены, к весне 2017 года этот рынок умрёт».

На самом деле прибыли страховщиков всё так же огромны. Только в последнее время их стали наказывать за неправомерное навязывание дополнительных услуг при выдаче ОСАГО. Вот они и подняли шум, а сами пока узаконивают другие услуги. Взамен утерянных. Депутат Госдумы Михаил Емельянов называет стоимость ОСАГО и без того чрезмерно завышенной, из-за этого, по его мнению, и вырос спрос на поддельные полисы.

«По большому счёту, автоюристы помогают потерпевшим получить то, что им причитается, что страховщики не спешат выплатить добровольно. Благодаря своим знаниям автоюристы накручивают к ним различные штрафные санкции, которые прописаны в законе о защите прав потребителей» - говорит депутат.

А РСА отмечает рост продаж

Снять остроту вопроса можно было бы, создав сервис по ОСАГО, к примеру,  на портале госуслуг. Но это невозможно, так как ОСАГО – не госуслуга. Реализовать идею можно было бы на площадке Российского союза автостраховщиков. Но, как сообщили в РСА, осуществление такой услуги не готовится. К настоящему моменту, как пояснила пресс-служба РСА, выбран подрядчик, который обеспечит работу программного обеспечения для того, чтобы с 1 июля сделать механизм продажи полисов ОСАГО автоматизированным.

«РСА в ежедневном режиме мониторит ситуацию, и первые результаты показывают, что система работает. Так, за первые две недели июня, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего месяца, прирост составил 20% заключенных договоров в Волгоградской области (общее число проданных за это время полисов – 19,554 тыс.), в Краснодарском крае - 24% (49,979 тыс.), в Ростовской области - 27% (38,138 тыс.), в Мурманской области - 19% (6,526 тыс.), в Челябинской области - 12% (36,762 тыс.)», - говорится в сообщении пресс-службы Союза.

При этом непонятно, откуда же берутся очереди, в которых люди вынуждены просиживать по нескольку дней, отпрашиваясь с работы. Стоит ли удивляться тому, что они обращаются к тем, кто за вполне, к слову, адекватную  плату, помогают решить проблемы автолюбителей.

 

 
Партнеры:
Похожие материалы