Экономика

Нужен ли России экономический рост?

Мысль о необходимости экономического роста в России стала нам привычна и прививается буквально с младенчества. Ведущие экономисты предлагают подвергнуть эту заповедь сомнениям и в условиях отсутствия роста посмотреть на проблему иначе.

Больше некуда расти?

По словам профессора, ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, члена Президиума экономического совета при Президенте РФ Владимира Мау, ситуацию с точки зрения экономического роста в России нужно рассматривать как в глобальном, так и в национальном контекстах.

«Дело в том, что у нас сейчас налицо новая реальность. Она заключается в том, что опыт Японии демонстрирует впервые с начала современного экономического роста, что развитая экономика может не расти четверть века. Это абсолютно новый феномен, который не вполне осознан. Причем ситуация в Европе несильно отличается от Японии, просто если в Японии это длится четверть века, то в Европе – 5 лет. И в этом смысле является ли ситуация в России сейчас некой частью опасного глобального тренда, причин которого мы не знаем – вопрос. Начиная с первого кризиса 1825 года, обычно проблема преодоления рецессии была тождественна проблеме роста. Если останавливался спад, достигали дна, то дальше начинался рост. Опыт Японии последнюю четверть века и уже не только Японии показывает, что все автоматически не восстанавливается. И мы не знаем, что является причиной. Ошибки в экономической политике? Новая нормальность? И, наконец, я скажу экзотическую вещь, но ее нельзя сбрасывать со счетов: не является ли причиной вообще остановка всего современного экономического роста? Ведь если рост появился в XVIII веке, вовсе не следует, что он будет всегда. И вывод, что экономический рост имеет свои временные пределы, имеет право на существование», - считает Владимир Мау.

СПРАВКА: Экономический рост — увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени. Реальный экономический рост – это рост ВВП в денежном выражении минус инфляция.

По мнению декана экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, члена экономического совета при президенте РФ Александра Аузана, говоря об экономическом росте в России нужно понимать, зачем он нужен.

«Зачем рост? Это неочевидная вещь. Я хочу напомнить, что кроме предположения, что рост является не вечной категорией экономики, факта, что он появился в экономике довольно поздно, кроме этого есть еще масса литературы последних пятидесяти лет про то, что рост не очень и нужен или нужен рост другого качества. Уже есть объяснение, что торможение Японии последние пятнадцать лет есть обратная сторона огромного подъема», - отметил эксперт.

Если не рост, то что?

Владимир Мау подчеркивает, что одна из важнейших проблем в России – это конфликт того, что всё, что способствует росту в краткосрочной перспективе,  подрывает основу устойчивого роста в среднесрочной перспективе и наоборот. «Это еще одна политическо-экономическая ловушка, из которой нет теоретического выхода, где выход может быть только разумность, осторожность, отсутствие популизма экономической политики. Если сейчас краткосрочный критерий не экономический рост, то что? В моем понимании, это позитивная динамика частных инвестиций, доступность кредитов, низкая реальная процентная ставка, а значит низкая инфляция, и диверсификация экспорта», - сообщил эксперт.

Александр Аузан уверен, что вызовы экономического роста в России связаны с тремя обстоятельствами. «Во-первых, нужно иметь источники. Во-вторых, нужно иметь условия, или, как говорят, институты. В-третьих, нужна цель, для чего расти. С 2014 года с внешними источниками в России трудно, внутренние источники малы. Расчет на деньги национального правительства неоправдан, так как из всех источников там меньше 14 триллионов годовая возможность инвестиций, у частного бизнеса денег чуть больше, но несущественно, а вот у населения на руках больше 30 триллионов, только никаких мотивов вкладывать. Если говорить про институты, то они разные, в зависимости от того, какие деньги вы хотите вовлечь. Если это государственные инвестиции, то очень вероятны разного рода ограничения подвижности капитала и т.д. Если вы намерены вовлекать деньги частного бизнеса, то программа хорошо известна и труднореализуема. А вот если вы хотите вовлекать, и при этом не сжигать деньги населения, то пока мы вообще не знаем, как это сделать. Про народный капитализм мы не говорили. Моё заключение – какой бы путь мы не выбрали, мы будем неэффективны на нем. Теперь про цели. Если мы говорим о запуске инвестиционного механизма, то когда мы начинаем оперировать десятилетними периодами, то уже нельзя рассчитывать на то, что обычный расчет на доход продвинет ситуацию, должна быть позитивная повестка. А что мы кроме доходности можем предложить? Это открытый вопрос», - сообщил он.

Александр Аузан предлагает внимательно присмотреться к современному образу России и исходя из этого искать источники роста. «Если мы говорим о том, куда направлен современный тренд России, то он направлен уже не к сырьевой и не к энергетической великой державе, как это было десять лет назад, а к военной. Если мы собираемся двигаться в этом тренде, то нужно искать пути экономического использования растущей военной мощи. Их немного: продажа оружия, что идет довольно активно; попытка торговать военными услугами – это неперспективно, потому как Россия геополитическая держава, большой игрок, а не швейцарская наемная гвардия; и доходы от зависимых территорий. Такого даже в советское время не было – были лишь расходы от зависимых территорий. Поэтому сейчас не видно ситуации, когда мы на тренде военной державы продвигаемся. Чтобы решить проблему экономического роста, нужно понять, куда мы идем и для чего нам это. Также я не уверен, что проблема роста является первичной, мы можем ставить какие угодно задачи, но при этом реально траектория движения у нас получается другая. Если мы не решим эту проблему, что произойдет лишь в сорокалетней перспективе, то мы можем строить какие угодно замки, но это не для реального экономического проектирования», - заключил эксперт.

Алексей Кудрин, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ, член президиума экономического совета при президенте РФ уверен, что экономический рост в России, который с 2000 года по 2008 год составил около 7%, являлся самым высоким темпом роста за последние сорок лет и «скорее всего на таком отрезке и в таком темпе он не повторится ближайшие лет двадцать точно».

Эксперты сходятся во мнении, что сейчас на экономику России и её развитие нужно смотреть иными глазами, чем раньше, применять другие критерии ее оценки, делать упор на человеческий капитал, грамотные реформы экономического образования, так что погоня за экономическим ростом должна быть переосмыслена. Экономический рост предлагают перестать воспринимать как важнейшую и единственную цель для нашей страны. 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы