Экономика

Прогнозы МЭР по инфляции – попытка предотвратить панику

Эксперты Института экономической политики имени Гайдара озвучили накануне весьма пессимистичный прогноз на 2015 год. Они предсказали инфляцию в размере 17,1% и снижение ВВП на 6,8%, тогда как Минэкономразвития официально прогнозирует инфляцию в 12,2% и падение ВВП на 3%. Экономист, профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлия Вымятнина объяснила ПРОВЭД, почему прогнозы ИЭП и МЭР отличаются и какой из них наиболее вероятен.

По словам эксперта, ИЭП и МЭР пользуются разными параметрами при составлении своих прогнозов. Так, институт закладывает в свой прогноз цену на нефть в 55 долларов за баррель и среднегодовой обменный курс доллара на уровне 64,5 рубля за доллар, а министерство - цену на нефть в 50 долларов за баррель и курс на уровне 61,5 рубля за доллар. Более того, ИЭП и МЭР подразумевают разный уровень «разгона» инфляционных ожиданий в экономике. «Как известно, ожидания высокой инфляции превращаются в самореализующийся прогноз, и именно поэтому так сложно снижать инфляцию», - отмечает экономист.

Инфляция и ВВП

Инфляция в 17% Юлии Вымятниной кажется вполне реальной. По ее словам, в конце прошлого года девальвация рубля и рост цен, связанный с введением санкций и подорожанием импортной продукции, привели к раскручиванию инфляционной спирали, и сейчас эта спираль только начинает набирать обороты. Пополнение тех или иных запасов происходит уже по новым ценам, на всех этапах формирования цены закладываются дополнительные риски, одновременно происходит снижение реальных доходов россиян и так далее. «Я согласна с прогнозом ИЭП: инфляция будет минимум 15%, а, скорее всего, выше. 17% - это очень вероятный результат», - говорит она.

Пессимистичный прогноз ИЭП по поводу роста экономики также представляется Юлии Вымятниной более корректным. «Я не удивлюсь и падению ВВП на 10% по итогам года», - добавляет экономист.

Отсутствие инвестиций

По прогнозу ИЭП, именно резкое снижение инвестиций в основной капитал будет главным «тормозом» развития экономики страны в текущем году: эксперты предсказывают сокращение инвестиций на 19% (министры – на 13,3%). Юлия Вымятнина с этими ожиданиями также соглашается. Поток частных инвестиций в основной капитал страны практически иссяк, но в большинстве отраслей инвестиции должны происходить с участием иностранного капитала, они должны приводить в страну иностранные передовые технологии, отмечает она. Сейчас же Россия представляет собой слишком большой риск для инвесторов, поэтому осуществлять долгосрочные инвестиции никто не будет. И все это еще больше усугубляется тем, что в стране ограничен доступ к дешевым кредитным ресурсам.

По сути, в качестве главного инвестора сейчас выступает только государство. К слову, многие госкомпании уже прокредитованы госбанками или средствами из Резервного фонда. И здесь очень большие риски, поскольку наше государство, как известно, характеризуется крайне высокой коррупцией. А потому велика вероятность того, что бюджетные средства будут использованы не самым эффективным способом. Более того, средства могут быть вложены не в самые перспективные инвестиционные проекты, которые не смогут стать драйверами экономики. «Кроме того, инвестиции будут направляться в наименее прозрачную сферу – военно-промышленный комплекс, где тоже не очень понятно, каков будет эффект. Скорее всего, минимальный», - добавляет эксперт.

Отсутствие реформ и компромисса

Такие очевидные меры, как системные реформы, снижение давления на бизнес, снижение доли государственного участия в экономике (по некоторым оценкам, 70-75% ВВП страны создается государством), снижение неопределенности и политических рисков в России помогли бы смягчить данную ситуацию, но пока это только на уровне разговоров. При этом говорить об отмене санкций против России и ответных российских санкций пока вообще не приходится.

В ближайший год или даже в ближайшие два-три года, скорее всего, мы будем наблюдать «отсутствие воли к проведению серьезных (и непопулярных) реформ внутри страны, а также отсутствие со стороны Запада готовности вести диалог, а не монолог, что могло бы обеспечить внешнюю конструктивную поддержку реформ», отмечает экономист. Таким образом, в лучшем случае в 2015 году страну будет ожидать затяжная стагфляция.

«Прогноз ИЭП, к сожалению, представляется мне более обоснованным. Не исключено, что более «оптимистичный» прогноз МЭР призван, скорее, предотвратить панику, нежели дать реалистичный прогноз ситуации», - резюмирует Юлия Вымятнина.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы