Таможня

Дисфункция таможни и сто программных продуктов в придачу

Новый импульс развития органов государственной власти задал президент России, положивший начало объединению фискальных служб под контролем Министерства финансов. Каких-то явных движений пока не произошло. Однако на следующей неделе, 20 апреля, состоится расширенное заседание коллегии Минфина, куда впервые приглашены не только руководители центрального аппарата ФТС, но и начальники региональных таможенных управлений.

На заседании планируют рассмотреть основные итоги работы ведомства за 2015 год, а также определить задачи органов финансовой системы на год текущий. То, что фискальная деятельность ФТС отныне находится под пристальным вниманием Минфина, участники ВЭД почувствовали на собственной шкуре, после нашумевшего издания приказа №280. И хотя на прошедшей 25 марта итоговой коллегии ФТС министр финансов Антон Силуанов негативно высказался по поводу этого документа, какой-то реакции ФТС мы пока не увидели.  

В технологическом плане таможня пока отстает от налоговой службы. Документооборот по-прежнему слишком забюрократизирован, большое количество документов предоставляется в бумажном виде. Фактические показатели внедрения технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары оставляют желать лучшего. Система управления рисками не обеспечивает должного уровня выборочности таможенного контроля, неэффективна для государства и ущербна для участников ВЭД. ФТС использует в своей деятельности около ста различных программных продуктов, которые не обеспечены технической поддержкой на должном уровне, что приводит к постоянным сбоям и неизбежным издержкам со стороны бизнеса.

Под видом мнимой заботы об участниках ВЭД пропихиваются откровенно слабые программные продукты, от замечаний со стороны бизнеса попросту отмахиваются, силовыми методами (типа «не хочешь – заставим») проводят какие-то эксперименты, в которых никто не хочет участвовать. Типичная ситуация – с внедрением портала «Морской порт».

12 апреля, презентуя экспертам Всемирного банка данный продукт, таможенники в самый последний момент исключили из списков приглашенных представителей морских линий и руководителя Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга, т.е. тех, кому данный продукт, собственно, и адресован. Видимо, боязнь выглядеть нелепо перед гостями оказалась выше элементарных приличий.        

Современный этап развития таможенной службы указывает на некое структурное «ужимание». Совсем недавно сократили Управление рисков и оперативного контроля. Полным ходом идет укрупнение таможен, когда одни таможни ликвидируются и присоединяются к другим.  Сокращение таможенных постов тоже происходит, но, чаще всего, путем перемещения в другое место нахождения и смены вывески. Мнение участников ВЭД никто особо при этом не спрашивает, ссылаясь на то, что у нас «электронное декларирование» и «удаленный выпуск».

Из осведомленных источников нам известно, что ФТС активно разворачивает организационную работу по планомерному созданию в регионе деятельности каждой таможни Центра электронного декларирования. После его создания, учитывая специфику региона, месторасположения таможенных органов и их загруженность, планируется постепенно обеспечивать концентрацию на них декларирования, преобразовав таможенные посты таможни в таможенные органы фактического контроля. Иными словами, судьба традиционных таможенных постов уже решена, вопрос обрезания их функций стоит только в сроках реализации решений. Соответственно, неминуемо сокращение должностных лиц таможенных постов. В этой связи эксперимент по разделению функций и компетенций продолжается и расширяется за счет вовлечения в него новых участников.

Впрочем, участники ВЭД уже привыкли, что эксперименты на таможне стали ее перманентным состоянием, и давно не ропщут на ограничение собственных прав.  

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы