Таможня

Таможня и налоговая: присоединить нельзя реформировать

Как показала практика, существующую таможенную систему в том виде, в котором она есть сегодня, реформировать уже невозможно: большинство новых технологий, которые мы перенимаем из-за рубежа, гибнут  на корню, либо становятся ещё одним барьером для бизнеса, а Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» и вовсе была признана неэффективной.

Поэтому власти решились на радикальный шаг - 3 декабря 2015 года президент поручил сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, а позже президентский указ обязал таможенные и налоговые органы перевести под руководство Министерства финансов. При этом будет меняться и руководство, и организационная структура, и технологии работы. Власти готовы пойти на такую реформу даже в кризис,  несмотря на все возможные издержки.

Для многих такой шаг был неожиданным – на протяжении последних десяти лет Федеральную таможенную службу активно пытались реформировать и вводили для этого различные технологии, а теперь решили, как говорится, начать с чистого листа.

Российская таможня устарела технологически и морально – ключевые идеи в администрировании характерны, пожалуй, для государств прошлых веков. В частности сама мысль пополнения бюджета главным образом за счет таможенных пошлин уходит своими корнями в древность – всем нам известен пример Хазарского каганата, который жил  только за счет провозных пошлин. Впрочем, просуществовало такое государство совсем недолго – всего лишь три столетия. Общий смысл самого процесса таможенного оформления тоже пока не менялся – при пересечении границы необходимо было собрать, заполнить и представить большое количество документов, пройти массу проверок и заплатить пошлину. Только после этого товар мог быть выпущен в обращение. Такая система сегодня существует только в ряде стран Африки и Латинской Америки – там, где государство не способно переключиться на сбор налогов внутри страны, а также не может наладить иную систему администрирования.

Современная международная практика уже давно претерпела массу изменений. Первоочередной задачей стало обеспечение международной безопасности: с ростом товарооборота активизировалась мировая торговля оружием, наркотиками, в разы увеличилась контрабанда. Однако физически досматривать каждую партию товара просто невозможно. Поэтому вторым вектором развития стало ускорение и упрощение процедур торговли. Сегодня качество и скорость проведения таможенных формальностей – показатель конкурентоспособности государства на мировой арене.

Другая важная задача таможни – выявление различных «серых схем». Сегодня современные методы оценки таможенной стоимости подразумевают выяснение обстоятельств ценообразования, структуры стоимости и других параметров сделки, при этом существующие информационные технологии позволяют делать это без вмешательства в жизнь плательщика.

К сожалению, по всем этим направлениям Россия находится в аутсайдерах, она существенно отстает по скорости и качеству их проведения даже от развивающихся стран.  

Сегодня таможенное оформление в России признано одним из самых длительных  и дорогостоящих, не говоря уже об уровне коррупции. Чего только стоит практика корректировки таможенной стоимости, когда для выпуска груза требуется  вносить обеспечение, и доказывать, почему товар провозится по ценам ниже уровня, установленного самими таможенниками. Повсеместно участники ВЭД сталкиваются и с другой проблемой: по разным причинам выпуск грузов задерживают, а его хранение  при этом осуществляется на частных складах – стоит ли говорить, что владельцы СВХ и таможенные органы нередко «работают вместе».   

Все это в совокупности с бюрократией и избыточным документооборотом приводит не только к перекладыванию на плечи простых граждан издержек компаний, но и к потере привлекательности России для иностранного бизнеса.  Эта проблема в перспективе ведет к самым плачевным последствиям: падению инвестиций, темпов производства и внешней торговли, а затем и уровня экономического развития. 

Весьма показательна позиция России в рейтинге Doing Business – ключевом исследовании Всемирного банка, которое оценивает привлекательность большинства стран мира для ведения бизнеса. В 2016 году Россия заняла 170 место из 189 стран по показателю «международная торговля», расположившись между Пакистаном и Ганой.

kate reforma

Стоит отметить, также, что, несмотря на все проводимые реформы в таможенном деле, позиция России уверенно стремилась вниз – ещё в 2015 году мы были на 155 строчке. Совершенно очевидно, что 17 место, которое мы так стремимся достичь к 2018 году, нам вряд ли светит.

kate reforma2

В методологии рейтинга 2016 года оцениваются временные и финансовые затраты на соблюдение требований пограничного и таможенного контроля, а также затраты на оформление, подготовку и представление документов в порту и при таможенном досмотре. Почти по всем показателям Россия демонстрирует наихудшие результаты среди стран БРИКС и ЕАЭС.

Просто феноменальные цифры Россия показывает по стоимости импорта и экспорта – исследователи рейтинга  в данной графе оценили временные и денежные затраты на соблюдение требований пограничного и таможенного контроля. Они включают оценку затрат на получение, подготовку и сдачу документов для прохождения контроля в порту и на границе.  Стоимость оформления документов в среднем составляет 500 долларов, а затраты при прохождении всех формальностей  ещё выше – 1125 долларов.

kate reforma3

При этом на практике стоимость и время растаможки может быть гораздо выше. Дело в том, что Всемирный банк в своих расчетах учитывал затраты на транспортировку автозапчастей в контейнере из Германии, а к ним не применяется фитосанитарный или ветеринарный контроль или другие методы нетарифного регулирования.

Последней надеждой на реформы была Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования», однако и здесь положительных изменений добиться практически не удалось. Во-первых,  несмотря на заявленные цели, большинство мероприятий лишь в отдельных моментах улучшали существующие технологии оформления, но коренным образом администрирование не меняли. Во-вторых, сегодня выполненными считается около 2/3 всех пунктов, но большинство из них реализовано лишь формально. Почти все выполненные задачи связаны лишь с изданием нормативно-правовых актов и реализацией отдельных пилотных проектов, а конкретные технологии в практику так и не введены.

Многие информационные технологии  до сих пор не заменили бумажные, и сегодня используются в дополнение к ним, создавая дополнительную нагрузку, а принцип однократности предоставления документов так и не реализован. Не выполнено и ключевое мероприятие – наведение порядка в морских портах и введение предварительного информирования на морском и воздушном транспорте. Не внедрены повсеместно и другие заявленные технологии – автоматический выпуск деклараций, удаленный выпуск, а также не в полной мере действует межведомственное электронное взаимодействие.     

Не реализуется в отечественной таможне и  другая не менее важная зарубежная практика. Во всем мире на таможенные органы возлагается задача контроля над внешнеторговыми потоками и выявление «серых схем» - процесс контроля смещается на этап до и после выпуска товаров, при этом большая доля внимания сфокусирована на работе самого участника ВЭД. Но у нас, как водится, это работает совершенно иначе: все таможенные процедуры сосредоточены на проверке сведений о товарах в момент пересечения ими границы, а система управления рисками, которая положена в основу большинства зарубежных стандартов таможенного администрирования, у нас направлена, скорее, на пополнение бюджета и служит огромным барьером для бизнеса.

С невеселыми результатами наши таможенные органы подошли к концу 2015 года, и было принято решение о соединении двух ведомств.  Сегодня пока нет никакого документа, в котором говорилось бы, в каком виде эта структура будет существовать, и, тем более, как изменятся существующие технологии администрирования. Однако и власти, и даже многие участники ВЭД возлагают большие надежды на это мероприятие.  Эта идея положительно воспринята, прежде всего, потому, что такая организация существует в странах с высоким уровнем таможенного сервиса. Налоговые и таможенные функции возложены на один орган в большинстве стран мира, как правило, это министерства финансов. В частности так сделано в Нидерландах, Канаде, Перу. В ряде других государств, например, в Колумбии, Латвии или Сингапуре, ведомства объединены на центральном уровне, но в регионах существуют отдельно.  

Также это позволит снизить издержки на администрирование – гораздо выгоднее содержать одно ведомство, нежели два. По данным Росказначейства за 2015 год на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов финансового надзора было израсходовано 230,4 млрд рублей.

И ещё это удобно с точки зрения контроля уплаты пошлин и налогов. Нередко участники ВЭД в документах для таможенных органах занижают таможенную стоимость, чтобы сделать меньше платежей, а в налоговую подают завышенные данные, чтобы уменьшить налог на прибыль. Новая система позволит эффективнее отслеживать налоговую и таможенную отчетности, и, возможно, даже поможет выявлять «серые схемы» и незаконные операции. Именно данные налоговой службы о деятельности юридических лиц могут стать тем самым недостающим звеном, без которого невозможна эффективная работа системы управления рисками.  

Однако, несмотря на все эти выгоды, риски затеянного мероприятия высоки, особенно на фоне экономического кризиса - потребуется изменение и организационной структуры, и существующих информационных технологий, а для этого необходимы финансовые ресурсы.  Кроме того, новая структура может стать не только чрезмерно коррумпированной, но и опасной, поскольку будет обслуживать все без исключения поступления в бюджет. Но все же будем надеяться, что через пару лет, нам не придется говорить крылатую фразу «хотели как лучше, а получилось как всегда».

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы