Экономика

Раздельному сбору мусора в России грозит монополизация

Рынок сбора отходов в России могут монополизировать. К концу года в каждом субъекте страны появятся региональные операторы, которые будут распоряжаться всеми отходами от населения. Переработчики бьют тревогу: им и так не хватает сырья для переработки, а если на рынке появится монополист, который будет диктовать свои условия по ценам, эта проблема станет ещё острее. О том, как можно было бы организовать раздельный сбор среди населения и при этом поддержать отечественный бизнес, рассказали ПРОВЭДу эксперты и сами переработчики.

Мусорный монополист

Вопрос с региональными операторами только прорабатывается. Сейчас в каждом субъекте разрабатывают специальные документы – «территориальные схемы» – а к концу года должны быть выбраны операторы.

Согласно нормативным актам, региональный оператор будет обращаться со всеми твёрдыми коммунальными отходами, а также с отходами, приравненными к ним (например, с отходами от бизнес-центров). Все образователи таких отходов – управляющие компании или юрлица – должны будут заключить договор с региональным оператором на все свои отходы. А он, по идее, должен дальше ими управлять.

– Он может нанять себе субподрядчиков, которые будут заниматься вывозом, заготовкой, переработкой отходов – такая схема возможна. Но понятно, если он сам может освоить весь этот рынок, то ему нет смысла привлекать какие-то другие компании. Сейчас нас изо всех сил пытаются уверить в том, что якобы региональный оператор может быть не один. Но даже если он будет не один, то всё равно на определенной территории – к примеру, город поделят на 5 частей – региональный оператор будет монополистом, – рассказывает координатор общественного экологического движения «Раздельный сбор» Татьяна Нагорская.

Сборщики отходов

Mysor 3Бизнес вместо свалкиСейчас в цепочке переработки отходов не хватает заготовителей – тех, кто занимается сбором отходов от населения и его предварительной сортировкой. В большинстве случаев происходит так: мусор вперемешку свозится на полигон, какая-то его микроскопическая там сортируется, всё это скупается перекупщиками, а потом продаётся и перепродаётся. До переработчика сырьё от населения доходит с накрученной ценой. И он вынужден это брать, поскольку оборудование простаивает.

Основную часть сырья переработчики приобретают у предприятий (заключают с ними договор и забирают производственный брак и производственные отходы), объёмы от населения небольшие – в основном это сортированный мусор с полигона.

– Большую часть отходов мы покупаем у перекупщиков, что очень плохо, потому что они всё время задирают цены. При этом всё полигонное сырье очень плохого качества, с большим количеством засора, нам приходится делать досортировку, рассортировку, это требует временных и финансовых затрат. Мы сами устанавливаем сетчатые контейнеры на контейнерных площадках, и люди нам кидают пластиковые бутылки, но и этого недостаточно, – рассказывает Дмитрий Лацман, руководитель проекта «Экологическая инициатива», в рамках которого происходит сбор и переработка пластиковых отходов.

Предприятие перерабатывает порядка 60-70 тонн бутылок в месяц, тогда как мощности позволяют переработать 120-150 тонн.

– В первую очередь мы сотрудничаем с перегрузами и полигонами твёрдых бытовых отходов – основной поток именно оттуда. Также покупаем сырьё у производителей товаров (брак производства), клининговых и логистических компаний. Активно работаем с замечательными некоммерческими организациями, такими как «РазДельный сбор» и «Мусора.Больше.Нет». Есть несколько проектов с управляющими компаниями по сбору вторсырья в жилых массивах, но это больше вещи социальной направленности, не приносящие прибыли, – рассказывает другой переработчик, сооснователь компании «Экологика» Александр Широбоков.

Сырья также не хватает: мощности позволяют перерабатывать до тысячи тонн отходов в месяц, а по факту перерабатывают в пять раз меньше.

– Наша компания занимается в основном сбором, сортировкой и переработкой полимерного сырья: ПЭТ, ПНД, ПВД. Далее наши партнёры производят из него стреп-ленту для упаковки, трубы, мусорные пакеты и некоторые другие виды товаров. Со сбытом вторички проблем нет, есть трудности с поиском подходящего к переработке сырья. Хорошего вторсырья нам не хватает, хотелось бы больше. Если бы через нас проходила тысяча тонн в месяц, то мы с нашими партнёрами нашли бы ей применение. Фактически же через нас проходит где-то тонн 200, – говорит предприниматель.

По оценкам экспертов, ежегодно  в России образуется около 1200 тысяч тонн отходов электронного и электротехнического оборудования. По данным Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники, в России перерабатывают не больше 70 тысяч тонн в год.

– Компании в основном получают отходы для переработки у организаций. Сбор у населения осуществляется, главным образом, в рамках промокампаний крупных торговых сетей по обмену старой техники на новую. В некоторых районах страны периодически проводятся акции по сбору, но стабильной системы сбора нет, – отмечают в ассоциации.

Mysor 1

Завод по переработке пластиковых отходов в городе Пушкин

Регулятор цены

Увеличить эти объёмы можно было бы за счёт отходов от населения. Но появление регионального оператора, ответственного за сбор и реализацию ТБО, будет полезно для переработчиков только в том случае, если сырьё будет реализовываться напрямую и по адекватной цене.

– Надо, чтобы я как переработчик имел прямой доступ и прямые договоры с этими операторами, чтобы не было этой дикой цепи перекупщиков, которые просто занимаются тем, что покупают отходы по одной цене, а перепродают в полтора-два раза дороже. Надо, чтобы эти операторы не заключали договоры с такими левыми компаниями. Тогда мы переработаем все бутылки, которые выкидывают люди, – говорит Дмитрий Лацман.

– Для меня самое главное – какими будут цены. У меня есть планка, выше которой я не могу покупать. Мы выпускаем полуфабрикат – ПЭТ-хлопья – это сырьё используется для производства ПЭТ-ленты, ПЭТ-плёнки, гранул. Если я подниму отпускную цену, производители перестанут покупать наше сырьё, иначе у них тоже повысится себестоимость продукции. Самое главное, чтобы у этих операторов цены были умеренными. Но, скорее всего, цены будут очень высокими, – добавляет предприниматель.

Последнее ожидание наиболее вероятно. Сейчас документы никак не ограничивают ценообразование от операторов, а значит, они могут назначать абсолютно любые цены.

– Регулироваться будут только тарифы на коммунальные услуги. На смешанные отходы будет один тариф, а на раздельно собранные – другой. Эти тарифы будет утверждать комитет по тарифам. А уже продавать полученное вторсырье оператор будет самостоятельно. И учитывая то, что у него окажется всё вторсырье, полученное в городе, есть вероятность того, что он будет сам регулировать цену, – объясняет координатор «Раздельного сбора».

Выдавливание конкурентов

Если на рынке появится оператор-монополист, пострадают не только переработчики, но и немногочисленные компании-заготовители – те, кто сам организует раздельный сбор среди населения (устанавливает контейнеры, вывозит мусор и потом реализует его переработчикам). Монополист их просто выдавит.

–  Одна из компаний-заготовителей, которая была партнёром наших акций по раздельному сбору мусора, полностью закрыла это направление, потому что решила, что это очень большой риск. Они заготавливали стекло, а это очень тяжело и трудоёмко. Они решили от всего этого отказаться, потому что думают, что если придёт региональный оператор, им ничего не достанется, – отмечает координатор акции Татьяна Нагорская.

Полигонное лобби

Сейчас почти весь мусор от населения вывозится на свалки. И, естественно, собственники этих свалок не очень заинтересованы во введении раздельного сбора отходов. Если мусор будет сортироваться в момент образования и сразу же отправляться к переработчикам, обычные полигоны перестанут быть востребованными.

– Владельцы полигонов заинтересованы в том, чтобы количество смешанных отходов только увеличивалось и чтобы никакой раздельный сбор, не дай бог, не вводился. В Петербурге фактически два монополиста-мусороперевозчика. К примеру, у первого «Спецтранса» (Автопарк №1 «Спецтранс» – прим. ред.) есть собственный полигон. Сами они подсортировывают отходы и извлекают немного вторичного сырья, но основная их прибыль идёт от того, что они вывозят отходы и захоранивают их. Понятно, если они будут вывозить мусора больше, они больше заработают, поэтому они против внедрения раздельного сбора. При этом переработчики отходов и мелкие перевозчики готовы сами внедрять раздельный сбор, – рассказывает Татьяна Нагорская.

Кто победит в этой борьбе, пока непонятно. Сейчас всё зависит от того, насколько жёсткие требования по раздельному сбору будут приняты в каждом отдельном субъекте РФ.

Mysor 2

Акция по раздельному сбору мусора в Санкт-Петербурге

Разница в тарифах

За решение всех этих вопросов отвечают местные комитеты по благоустройству. Они могут решить, что раздельный сбор населению не посилен и ограничиться формальностями, а могут  и обязать установить баки для раздельного сбора отходов чуть ли не на каждой контейнерной площадке.

– Комитет по благоустройству в каждом субъекте должен решить, насколько сейчас нужен раздельный сбор, сколько они хотят пустить отходов в переработку, а также продумать для этого шаги. Они могут принять жёсткие условия для регионального оператора или, наоборот, мягкие. То есть всяческими способами они могут либо способствовать внедрению раздельного сбора, либо препятствовать, – рассказывает эксперт.

Заработает раздельный сбор на практике или нет, также во многом зависит от того, какие тарифы на вывоз мусора будут приняты.

– Население будет мотивироваться тарифом. Если будет большая разница между тарифами – к примеру, за смешанный мусор 1000 рублей за кубометр, а за раздельно собранный 2 копейки – то человек будет смотреть в свою розовую квитанцию и понимать, что лучше собирать отходы раздельно. Если же будет небольшая разница – допустим, 50 копеек и 51 копейка – то этот рычаг не сработает, – делится своим мнением Татьяна Нагорская.

Свалочный беспредел

Сейчас рынок переработки очень хаотичный: здесь никакой нет системы, и этот рынок толком не регулируется.

– Если посмотреть по документам, есть ли в Петербурге переработка, то её фактически нет: все эти компании полулегальные, никто никому никакой отчётности не отдает. А если учёта нет, то ничего нормально развиваться не может – нельзя даже эти два тарифа ввести, потому что потом будет невозможно определить, сколько вывезут сортированного мусора, а сколько – смешанного. Ничего нигде не учитывается, – рассказывает координатор «Раздельного сбора».

По мнению эксперта, идея с региональным оператором, который пришёл бы и навёл порядок на этом рынке, смогла бы сработать, но только в том случае, если бы была исключена возможность монополизации рынка.

Сейчас в требованиях к региональному оператору прописано, что это должна быть коммерческая компания. МУПы, некоммерческие партнёрства, саморегулируемые организации и прочие не имеют права быть региональными операторами. Если бы, к примеру, операторами были не коммерческие фирмы, которые заинтересованы в том, чтобы подмять весь рынок под себя, а общественные организации, которые бы организовали весь процесс «от» и «до» и разыгрывали тендеры.

– Если бы региональным оператором была некоммерческая компания, то это была бы своеобразная площадка для тендеров, куда были бы интегрированы все участники этого процесса – перевозчики, сортировщики, переработчики и так далее – и это было бы замечательно. В данный же момент всё это, скорее, напоминает вытеснение всех мелких предпринимателей и отдавание крупного куска монополисту – это не очень хорошо, – резюмирует эксперт.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы