Таможня

Равнение на Одесскую таможню: как Саакашвили побеждает коррупцию

Усилиями государственной пропаганды в России сложился крайне негативный образ Михаила Саакашвили. В мире же отношение к нему совсем иное, бывший лидер Грузии имеет репутацию одного из самых эффективных реформаторов на постсоветском пространстве. За годы его президентства в рейтинге простоты осуществления предпринимательской деятельности Doing Business Грузия поднялась со 127-го места на 8-е. Разумеется, радикальные и успешные реформы не могли не затронуть таможню.  

Сейчас Саакашвили пытается повторить этот успех в Одесской области. В октябре прошлого года главой местной таможни была назначена 26-летняя активистка Евромайдана Юлия Марушевская, которая пообещала совершить переворот в работе ведомства. Проблемы, с которыми она сталкивалась в начале работы, слишком уж напоминают российские.

marusha

На фото Юлия Марушевская

«Ко мне обратился представитель компании-импортера рыбы, «Клион Групп». Два контейнера ее груза из Испании уже неделю стояли в Одесском порту и не отправлялись  на таможенное оформление. Проблема — ветеринарно-санитарный контроль. Есть решение, что с 30 сентября ветеринарный и санитарный контроль осуществляют не две службы, а объединенная государственная ветеринарная санитарная служба. Она может утверждать документы за несколько часов. И в других областях она так и работает. Но в Одессе работает старая система, где для ветеринарного контроля нужен день, а для санитарного контроля еще около шести дополнительных дней. Абсурд, но это происходит из-за отсутствия печати. Мы вместе с представителями компании посетили это ведомство. При решении ситуации оказалось, что печать, которая так необходима, можно использовать в работе уже с завтрашнего дня. Цинично, но импортеры тратили время и деньги — 1000 долларов за контейнер, из-за отсутствия штампа?! Два месяца служба не может сделать себе печать стоимостью не более 20 гривен?!» - рассказывает Юлия Марушевская на своей странице Facebook.

Электронная таможня

Исправить этот бюрократический ужас призвана, в частности, система «электронной таможни». После ее внедрения  исчезнут многоэтапные процедуры подписей документов, а также планируют полностью победить коррупцию. Делать это будут при помощи новой электронной системы обработки таможенных данных. Ее Одесской таможне передала Конференция ООН по торговле и развитию. На внедрение системы необходимо 17,5 млн гривен.

Программное обеспечение ASYCUDA World позволит сократить время оформления грузов  приблизительно в 15 раз. В «зеленом коридоре» товары будут оформлять около 15 минут, в «красном» - до часа. Программа ASYCUDA успешно функционирует почти в 100 странах, в том числе в Грузии, Литве, Латвии и соседних с Одесской областью Румынии и Молдове. Программа позволит одесским таможенникам обмениваться информацией с коллегами изо всех стран, подключенных к системе, что сильно облегчит борьбу с контрабандой.

Сегодня инспектор при обработке документов сам решает, достоверны ли бумаги, предоставленные перевозчиком. С внедрением ASYCUDA это будет решаться автоматически. Модули программы смогут сами определять подлинность штампов и подписей. Инспектора для оформления того или иного груза новая система также будет определять автоматически, случайным образом, что также резко понижает вероятность коррупционного сговора. Задачи по оформлению таможенники будут получать в виде автоматического смс-сообщения на мобильный телефон.

Чтобы научить таможенников работать по новым правилам потребуется около года, но в рамках Открытого таможенного пространства на территории морского вокзала Одессы система начнет работать уже весной. 

Открытое таможенное пространство

Концепция Открытого таможенного пространства будет реализована на территории морского вокзала, реконструкция которого идет полным ходом. Именно в рамках этого проекта будет впервые запущена электронная таможня.  Для нормальной работы Открытого таможенного пространства нужны 130 сотрудников. Был объявлен конкурс, свои заявки на участие в нем прислали 1987 человек, то есть конкурс составил больше 15 человек на место.   

 Таможенное оформление там будет производиться  24 часа в сутки 7 дней в неделю. Процесс  планируется сделать максимально технократичным, то есть при помощи современных технологий сделать коррупцию невозможной. Так, в рамках работы Открытого таможенного пространства досмотр в режиме онлайн будут транслировать через веб-камеры. Для оказания качественного таможенного сервиса будет создано четыре «коридора», для каждого из субъектов ВЭД. В «зеленом» коридоре оформление документов будет проходить за 15 минут. В «желтом»  коридоре, при необходимости, происходит проверка сведений, указанных в документах. В  «синий» попадают те, к кому есть вопросы (груз оформляется, но потом будет проведен пост-аудит). А в красном коридоре будет происходить  физическая  проверка груза и анализ нарушений со стороны инспектора или субъекта ВЭД.

Для повышения эффективности работы таможни был создан список стран, из которых импорт товаров производится по упрощенной процедуре. Это страны ЕС, США, Япония, Канада, Австралия, Южная Корея, всего 37 государств. Происхождение и указанная в декларации цена товаров из этих стран подтверждаются на 100%. В итоге, сейчас на Одесской таможне 70% компаний оформляют свои грузы по цене договора. Остальные 30% компаний оформляются по рекомендованной таможней проходной цене – это те страны, из которых нельзя получить подтверждение о том, что этот товар действительно столько стоит.

Например, если товар из Германии, есть цена договора, но система определения рисков показала  риск поддельных контрактов, то товар пропустят через «желтый коридор». А уже потом проведут  документальную проверку цены из Германии и, если найдут несоответствие,  откорректируют таможенный платеж. Такое подтверждение из Китая или Турции получить невозможно – грузы из этих стран оформляются в обычном режиме.  

Борьба с коррупцией

Борьба со злоупотреблениями на Одесской таможне носит не только технократический характер.  Зимой за подделку документов там были уволены четверо сотрудников, еще троим объявлен выговор. Они решили не проводить досмотр контейнеров с древесиной, которую вывозили в Китай, несмотря на то, что система анализа рисков сработала. Таможенники подделали документы об осмотре и надеялись, что им это сойдет с рук. Был ли в их действиях коррупционный мотив, сейчас выясняют в прокуратуре. 

«Чистка рядов» проходит часто. 24 февраля руководство Одесской таможни сообщило, что выявило в собственном ведомстве масштабную схему по уходу от налогов.

 «В результате одной из проверок было установлено, что определенные субъекты ВЭД не подавали дополнительных деклараций, предусмотренных законодательством, к временной декларации. Это в свою очередь привело к неуплате значительных средств в бюджет», - сообщает на сайте открытого таможенного пространства первый заместитель начальника Одесской таможни Семен Кривонос.

При этом должностные лица таможни не принимали никаких мер, предусмотренных законодательством Украины, для предотвращения таких схем и не составляли протоколов о нарушении таможенных правил. Потери для бюджета оцениваются «в десятки миллионов гривен», всего выявлено около 400 фактов подобных нарушений. Прокуратура уже возбудила уголовное дело. Подобная откровенность укрепляет доверие к реформам. Часто ли мы слышим, как в России руководство какого-то ведомства само сообщает в прокуратуру, что обнаружило среди подчиненных жуликов?  

marusha2

Кроме того, победить мздоимство на таможне можно только при условии достойной зарплаты сотрудников. В Одессе высокие оклады будут обеспечены за счет того, что таможня возьмет на себя часть функций таможенных брокеров. При этом уже существующие на рынке брокерские фирмы продолжат работать, но в таможне надеются, что часть субъектов ВЭД откажутся от их услуг, так как сама таможня сможет предоставить их дешевле.   

Сопротивление

Все проводимые на Одесской таможне реформы встречаются с одним ключевым препятствием – им приходится работать в окружении старых и неэффективных бюрократических институтов.

Например, если товар был растаможен  за 2 гривны, а продается за 20, то тогда это дело контролирующих  налоговых органов – выписывать штрафы и поднимать нарушителям платежи. Но налоговые обязательства компаний в Украине контролируются недостаточно, и именно по этой причине большинство налоговых сборов отданы под юрисдикцию таможни. Компании заходят на границу, и в этом узком месте, где государство хоть что-то может проконтролировать, с них пытаются по максимуму  собрать все налоги. В итоге,  40% всех сборов в Украине составляют таможенные поступления, тогда как в нормальных государствах этот показатель равен 7-18%.

Кроме того, в некоторых отношениях реформируемая таможня находится в заведомо проигрышной ситуации.

«Импортер может выбирать, на какой таможне оформляться. И если в Одесской области собирается столько денег, сколько это зафиксировано в договоре, то на других таможнях страны за взятку вам могут занизить цену оформления. В итоге, недобросовестные импортеры имеют соблазн оформляться через другие таможни страны. Но даже с учетом такой «конкуренции» в январе Одесская таможня перевыполнила план.  Это произошло за счет привлечения иностранных компаний, которые ранее через Одесскую таможню не работали. Например, Imperial tobacco - эта компания заплатила за табачные изделия 45 миллионов гривен. 21 миллион мы получили от Renault. Крупные компании были привлечены удобством работы на таможне. Деньги от перевыполнения плана будут направлены на строительство дороги Одесса-Рени (город в Одесской области на границе с Румынией и Молдовой)», - сообщили нам в Одесской таможне.

По мнению Саакашвили, создание честной таможни тормозят и в Верховной раде. Парламент ушел на трехнедельные каникулы, так и не приняв законопроект «Об открытом таможенном пространстве». «В комитете нам заявили, что законопроект перестал поддерживать Блок Петра Порошенко, хотя 18 февраля руководство фракции заверило меня в полной поддержке законопроекта. <...> Новый терминал должен открыться самое позднее в середине апреля и, конечно, лишит очень-очень многих их коррупционных доходов. Я не знаю насколько это случайное совпадение или нет, но три дня тому назад СБУ затребовало документы у строителей нового терминала, а также провело с ними детальную беседу. Я еще тешу себя мыслью, что это всего лишь недоразумения и локальные инициативы, а не системный саботаж», - отметил Саакашвили на своей странице Facebook. Ранее Открытое таможенное пространство на новом терминале планировали запустить 1 марта, но сроки пришлось сдвигать.

Саакашвили настроен на серьезную борьбу за реформы, которые, с его точки зрения, тормозят нынешние политические элиты Украины.  Глава Одесской области создал движение «Рух за очищение», ушел в отпуск и отправился в турне по 22 городам страны. Осенью в стране могут пройти досрочные выборы в Раду, и у Саакашвили неплохие шансы провести своих сторонников в парламент – он входит в тройку самых популярных политиков страны.  

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы