Таможня

Теория заговора: предпринимателей уничтожить, таможенные посты ликвидировать

На постах Уссурийской таможни декларанты с ведома чиновников Дальневосточного таможенного управления подвергаются испытаниям на прочность. С конца января московский ЦЭД отказывается принимать декларации с таможенного пункта Пограничного на железнодорожной станции Гродеково. Официально свой запрет таможенники объясняют техническими причинами: у них нет возможности оформлять товар, находящийся в зоне действия этого поста. О ситуации ПРОВЭДу рассказал один из импортёров, который работает как ИП, ввозит товар из Китая в Россию для внутреннего потребления.

По его словам, на ж/д станции скопилось уже больше полусотни вагонов. Перед Китайским новым годом импортеры заказали больше товара: ведь всю неделю у жителей Поднебесной праздничные дни. И оказались в тупиковой ситуации: московский ЦЭД декларации (ДТ)принимать отказывается, а для оформления на месте таможня требует выставлять товар под процедуру обеспечения – когда вносишь на счёт таможни деньги, а потом возвращаешь себе.

Вообще есть большая проблема с подачей деклараций (ДТ) на погранпереходе Суйфэньхэ-Гродеково, в районе посёлка Пограничный. Сейчас там работает три таможенных поста: многосторонний автомобильный пункт попуска (МАПП) Пограничный, таможенный пост Пограничный и таможенный пост Гродековский. МАПП Пограничный связан удаленно с Гродековским постом, а вот Пограничный ТП – нет. В итоге при подаче ДТ на железнодорожный груз приходится намеренно указывать код Гродековского поста, чтобы декларацию приняли. Затем в процессе оформления вносятся исправления. В аналогичном положении оказались и те, кто размещал свой груз на СВХ в зоне деятельности ТП Пограничный.

Эти нестыковки начались с ноября, когда таможня перешла на формат выгрузки электронных ДТ 5.9.0.  Согласно этому формату, если товар находится не в зоне деятельности того таможенного органа, куда подается ДТ, то автоматически декларация оформляется по процедуре удаленного выпуска.  А Гродековский ТП и Пограничный ТП между собой не подключены. Получается абсурдная ситуация: два поста находятся в подчинении Уссурийской таможни, расположены на расстоянии 1 км друг от друга, но электронным обменом данными не связаны.

Сначала на Гродековском посту обещали устранить эту проблему до нового года, но затем продлили ситуацию на неопределенный срок. Так и живут импортеры: в постоянном страхе, что на посту могут отказать в приеме ДТ.

Технически без ошибок декларацию можно подать только на Владивостокский и Хабаровский ЦЭДы, но возникает другая проблема: это другие лицевые счета. И каждый раз, когда импортеры переводят платежи в Уссурийскую таможню, поневоле задумываются: не придется ли им перекидывать эти средства на Хабаровск или Владивосток, а ведь это время.

Кроме того, с удаленным оформлением не все так гладко. Таможни могут запросить оригиналы сертификатов на товар, при выпуске под обеспечение необходимо забрать у таможенного органа расписку на бумажном носителе: без оригинала вернуть деньги не получится. Владивосток находится в 250 км от пос. Пограничного, Хабаровск – в 880 км. Каждый раз за документами не наездишься. Получается, нужно дополнительно нанимать сотрудника из местных. 

– В декабре подали одну ДТ на Хабаровский ЦЭД, пробную, - делится историей наш собеседник, - Досмотр там не назначали, но обеспечение выставили еще больше, чем на Гродековском ТП:практически равное таможенным платежам за товар. Запрос для подтверждения стоимости вообще интересный: требуют предоставить документы и по китайской компании, у которой покупается товар. На Владивостокском ЦЭДе требуют предоставить оригинал сертификата формы А. Или выпуск будет без преференции. Почему требования на таможенных постах разные? Каждый пост - отдельное государство.

Устав от постоянной неопределенности, многие импортеры переходят на доставку автотранспортом и подают ДТ на другие посты. Но доставка по железной дороге удобнее, когда нужно привезти товар с удаленных районов Китая. К тому же она дешевле.  Поэтому многие переходят на Забайкальское направление: там контейнерные перевозки растут, а в Пограничном, наоборот, падают.

– Вообще складывается впечатление, - делится мыслями декларант, - что нас как предпринимателей хотят просто уничтожить. Станцию Гродеково закрыть. Парадокс в том, что наш президент, когда выступил и сказал о развитии Дальнего Востока, все пошло в противоположном направлении. Когда сказал о развитии сотрудничества с Китаем,  импорт на нашем направлении стали просто уничтожать. Подобная ситуация была в 2008 году: когда президент сказал о том, что товары нужно растамаживать на границе, сократили Гродековскую таможню. Почти два года оформлялись в Уссурийске, в 100 км от границы, пока не открыли Гродековский пост. Почему железная дорога молчит, мне не понятно. Если на данный момент взять расходы, которые она несет только по скопившимся на ст. Гродеково вагонам, с учетом того, что за нахождение вагонов КНР на нашей территории они платят в валюте, то получается хорошая сумма. Такое чувство, что в перспективе наше направление собираются закрыть как убыточное.

Ситуация и правда очень непростая. Пограничный – небольшой поселок. В свое время он возник вместе с железнодорожной веткой Транссибирской магистрали, чуть больше ста лет назад. Если исчезнет станция, такая судьба, вероятнее всего, постигнет и поселок при ней. 

На прошлой неделе ПРОВЭД опубликовал материал о проблемах таможенного оформления на Гродековском посту: необоснованные требования, выпуск только под обеспечение, волокита – стали там нормой жизни. Как результат: грузопоток сократился в десять раз, а те немногие импортеры, которые везли груз через Суйфэньхэ-Гродеково, предпочитали в основном растамаживаться удаленно. После выхода публикации (мы указываем это только для хронологии, поскольку причинно-следственной связи между событиями может и не быть) у обратившегося к нам декларанта, во взаимодействии с таможней произошли изменения.

– Мне впервые за 1,5 года выпустили декларацию до обеда, - поделился радостью наш собеседник, - До этого выпуск декларации происходил вечером, в районе 18 – 20:30 часов. Если инспектор выпускал декларацию в 20:00, то до половины девятого приходилось ждать, чтобы штампик на ТТН (товарно-транспортная накладная – прим. ред. ) поставить.

Однако это частный случай, который не отменяет наличия серьёзных недостатков в работе постов, Уссурийской таможни, ДВТУ. ПРОВЭД будет и дальше следить за развитием ситуации на Гродековском и Пограничном постах.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы