Скидка на штрафы: почему у ФТС не получится, как у ГИБДД
ФТС начала разработку проекта документа, который должен, по идее, стимулировать нарушителей быстрее уплачивать наложенные на них штрафы. Если физическое или юридическое лицо, провинившееся перед таможней и получившее штраф, расплатится с государством в течение 30 дней, то сумма взыскания сократится вдвое. Таможня вдохновилась опытом ГИБДД и решила явить миру свое истинное, радеющее за соотечественников и бизнес, доброе лицо.
«Конечно, позитивный эффект, исходя из соображений общей логики, будет, − говорит партнер адвокатского бюро «Огородников и Партнеры» Екатерина Марьянкова. − В ГИБДД это привело к определённому позитивному эффекту: нарушители стали быстрее платить штрафы, потому что это экономически выгодно. Что касается злостных неплательщиков, на них, конечно, мера не повлияет − что так не платили, что эдак не будут». По статистике «Яндекс.Денег», за первые три недели этого года, когда ГИБДД ввела дисконт в 50% за быструю оплату долгов, пользователи заплатили в 3,4 раза больше штрафов, чем годом ранее.
«Добросовестные же участники ВЭД, например, случайно, по формальному основанию, попавшие на штраф, как правило, хотят сохранить репутацию, не портить отношения с таможней, и для них скидка в 50 процентов – положительная мера, − продолжает эксперт. − Возможно, те, кто готов судиться с таможней, те, кто считает, что его неправомерно оштрафовали, подумает и не пойдет в суд. Может ведь так оказаться, что штраф с 50-процентной скидкой в деньгах выйдет в ту же сумму, что расходы на тяжбу, юриста. К тому же это трата времени. Можно эту инициативу ФТС рассматривать и в такой конфигурации».
Если разглядывать решения ФТС через призму «если не сделала хуже, то хорошо», можно согласиться, что скидка в 50% на штрафы – это здорово. Побегут вэдовцы стройными рядами гасить долги перед государством. «Мне один из участников ВЭД сегодня сказал, что у него висит штраф. Ну, висит и висит. А если бы за скорое погашение была скидка, то, говорит, с радостью погасил бы в срок», − добавляет Екатерина Марьянкова.
Конечно, штраф штрафу рознь. Одно дело – напортачил, получил штраф и забыл. Может, и с таможней-то больше видеться не придётся, штраф висит, есть не просит. Другое дело, когда участник ВЭД и рад побыстрее погасить долги перед отечеством, да только сама таможня всё дело и тормозит. Если инспектор признает наличие нарушения по статье «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» (а это самая популярная «административка»), то таможня вполне себе может придержать товар до тех пор, пока не будет вынесено решение о наложении штрафа и пока нарушитель его не оплатит. За всё это время неудачливый участник ВЭД (уж коли он участник, не будем считать его контрабандистом – мало ли, какие ошибки были ненароком допущены в декларации или других документах)в итоге заплатит немалую сумму за содержание груза на СВХ. И ладно бы, хранить приходилось день-два-неделю…
«Среднее время рассмотрения дел об административном нарушении таможенными органами по самым распространённым статьям КоАП главы 16 − ст.16.1 и 16.2 – составляет, как правило, 3-6 месяцев, − рассказывает генеральный директор группы компаний «Русский логистический провайдер» Руслан Кисс. − В основном таможенные органы используют изъятие (арест) товаров, послуживших предметом правонарушения, на период рассмотрения дела об АП. И даже если дела заканчивается штрафом, то участнику ВЭД для возвращения изъятого товара приходится платить за хранение этого товара в период рассмотрения дела об АП, а это очень часто соизмеримо с размером штрафа».
Так что таможня заходит как-то не с той стороны. Обходится полумерами, которые только на первый взгляд кажутся щедрыми и правильными. Бывает же и так, что вынужденная «аренда» места на складе обходится компании дороже, чем сам злосчастный товар, и уже нет нужды его оттуда вызволять.
«По Киотской конвенции, одно из положений упрощённого порядка рассмотрения дел по нарушению таможенных правил, когда участник признает свою вину и обязуется оплатить штраф, предполагает упрощенный порядок рассмотрения такого дела и особый порядок наказания, вплоть до предупреждения. В нашем случае ФТС, не стремясь менять порядок отношения «соразмерность вины и наказания», предлагает перекрасить забор в другой цвет», − добавляет Руслан Кисс.
Раз уж мы начали с параллелей ФТС и ГИБДД, отметим ещё вот что. У ГИБДД объемы взысканных штрафов составляют от 60 до 80% по разным регионам, то есть проблема с должниками действительно серьёзная. Количество выписанных штрафов в год измеряется миллионами (только с начала года россияне получили порядка 900 тыс. штрафов). ФТС за 2014 год назначила 56 тыс. штрафов. При этом сколькие «не повиновались», таможня не рассказывает.
«У ФТС доля неоплаченных штрафов минимальна, ФТС эту статистику скрывает, она и в самом деле крайне мала, да и существует лишь по тому, что заинтересованные лица таможенных органов создают такие прецеденты», − отмечает руководитель «РЛП».
Надо думать, участник ВЭД – первый в очереди тех, кто заинтересован в оплате штрафов. А раз так, зачем скидывать 50%? О собираемости денег для бюджета в этом смысле беспокоиться не приходится: плана по штрафам у ФТС, слава богу, нет, а доля административных взысканий в масштабе того, за счет чего ФТС кормит бюджет, мизерна. Видимо, и эффект от скидки будет такой же.