Аналитика

Антикризисный корнеплод: анализ рынка картофеля в России

Когда наших соотечественников спрашивают, что они будут делать в кризис, то многие, не задумываясь, отвечают -  выращивать картошку. Ещё пару лет назад такой ответ мог быть воспринят как шутка, особенно в устах городских жителей, но уже сегодня становится очевидно, что шутки кончились, а картофельное производство тем временем набирает обороты. 

Новый стимул картофелеводы получили ещё в 2014 году, когда Министерством сельского хозяйства был провозглашен курс на импортозамещение, а президентом страны было введено продовольственное эмбарго. Поддержало государство производителей уже и в текущем году, выделив субсидии на покупку качественного семенного картофеля, строительство специализированных хранилищ и модернизацию селекционно-семеноводческих центров  в ряде регионов России. В феврале 2015 года также были введены и другие меры поддержки - субсидирование 2/3 процентной ставки Центробанка по кредитам и возмещение 20% затрат на капитальное строительство. 

Кроме того, были значительно увеличены размеры посевных площадей. Если в 2014 году общая площадь составляла 320,8 тыс. га (без учета хозяйств населения), то в 2015 году уже 355,5 тыс. га.

kartofan1

Локомотивом роста при этом стала Брянская область. Здесь посевные площади составили 25,5 га (+6,2%). В общей сложности за последние 5 лет посевные площади данного региона возросли на 45%. Сейчас регион занимает ведущее место в Центрально федеральном округе по производству картофеля. На втором месте Тульская область, на которую приходится 5,5% всех площадей. Эти регионы одни из самых приоритетных с точки зрения государственной поддержки и размещения на их территории обрабатывающих производств.

kartofan2

Всё это дало существенный толчок для отрасли, поскольку показатели картофельного производства за последние годы не радовали – сказывалась и низкая урожайность, и плохие погодные условия, и отсутствие поддержки со стороны государства.  В конечном итоге, в 2015 году удалось добиться существенного роста валового сбора картофеля. По итогам  года он увеличился на 7% по сравнению с предыдущим годом и составил 33,6 млн тонн. Как показывает статистика, это самый высокий показатель  за последние 15 лет. Производство картофеля сельскохозяйственными организациями выросло на 21% до 4,6 млн тонн, фермерскими хозяйствами – на 20,8% до 2,9 млн тонн,  а самая многочисленная категория – хозяйства населения – смогли увеличить показатели на 4,8% до 26,1 млн тонн.

kartofan3

Урожайность выросла на 6%, если в 2014 году в среднем по стране она составляла 14,9 т/га, то уже в 2015 году достигла 15,9 т/га.

Однако даже в таких, на первый взгляд, замечательных цифрах есть своя ложка дёгтя, да и не одна.  В структуре производства картофеля на домашние хозяйства приходится 77%. Количественно именно на них и пришелся основной рост показателей производства, но это было не связано ни с государственной поддержкой, ни с улучшением производительности или использованием каких-либо современных технологий.  При росте цен на большинство товаров в магазинах сами жители стали больше выращивать из соображений экономии,  а часть урожая продавать либо напрямую потребителям, либо перекупщикам. При этом такие подсобные хозяйства сталкиваются с массой проблем: нет средств на модернизацию, негде хранить, мыть, калибровать и упаковывать для продажи, не налажен контроль качества продукции, сложно полноценно наладить реализацию и тем более экспорт.  На практике это приводит к тому, что местные жители продают перекупщикам картофель разных сортов и разного качества за копейки, далее фирма его перепродаёт  более крупными партиями в магазины или на производство.  Самостоятельно же мелкие фермеры просто не могут  решить  ряд хозяйственных вопросов, чтобы полноценно самим поставлять картофель даже в небольшие магазинчики.

Несмотря на то, что производство картофеля – дело не одного дня, положительные результаты оказались неожиданностью и для аграриев, и для Министерства сельского хозяйства, и им оказались не слишком рады. Дело в том, что избыток предложения на рынке, более низкие цены, предлагаемые домохозяйствами, привели к резкому снижению цен. Оптовые цены рухнули летом, когда оценили предварительные объемы урожая. Со средней цены в 33 рубля за килограмм в мае к декабрю они рухнули до 7,9 рублей, а в начале 2016 года первый замглавы Минсельхоза РФ Сергей Громыко отмечал, что картофель не берут даже по 4 рубля за килограмм.

kartofan4

Если картофель не раскупают быстро, то это проблема, в России есть недостаток картофелехранилищ – специализированных  помещений, в которых благодаря вентиляции и поддерживаемой температуре урожай может храниться без порчи намного дольше. Из-за того, что отрасль плохо модернизирована, отходы при хранении составляют более 30%.  Сегодня эта проблема наблюдается практически во всех регионах. В результате, производители и перекупщики стремятся продать свой товар как можно быстрее, несмотря на низкие цены.

Для производителя это иногда означает работу в ущерб себе. Но потребителю хорошо, ведь на фоне остальных картофель - единственный продовольственный товар, цены на который упали. Так, по данным Росстата, индекс потребительских цен на продовольственные товары вырос за год на 14%, и вместе с тем наблюдалось падение реальных доходов населения. Потребительские цены на картофель тем временем сократились до 20,3 рублей за килограмм (по состоянию на середину января 2016 года).

kartofan5

В прошлом году зимой картошка стоила свыше 30 рублей за килограмм, и к тому же на витрине в основном была представлена импортная продукция, а сегодня сетевые магазины предлагают её не только дешевле, но и в более широком ассортименте.

Несмотря на рост производства, не наладилась ситуация и во внешней торговле. Продавать картофель за рубеж российские производители  пока в полной мере не могут - слишком низкие показатели по соотношению цена-качество по сравнению с другими странами, не хватает мощностей для хранения, переработки и упаковки, наконец, не налажены рынки сбыта.  

По итогам 2015 года Россия заняла третье место в мире по производству картофеля, но экспортируется от общего объема лишь малая часть, поскольку выходят на внешний рынок только крупные сельскохозяйственные фирмы, урожай который в масштабах страны невелик. В январе-ноябре 2015 года за рубеж было продано только 156,9 тысяч тонн продукции. Девальвация рубля внесла свой вклад - показатели почти в пять раз превышают прошлогодние, однако они не дотягивают даже до уровня Белоруссии, которая за первое полугодие продала на экспорт около 200 тысяч тонн.

kartofan6

Заметно ограничены у России и рынки сбыта – 105,6 тыс. тонн продаётся в Украину и 46,8 тыс. тонн в Азербайджан. На остальные страны приходится около 3%, в основном это бывшие товарищи по СССР: Казахстан, Туркмения и другие. Тем не менее, и эти рынки скоро могут оказаться для России закрытыми, со 2 января Украина отменила преференциальный режим в отношении России и ввела ввозные таможенные пошлины. Это может заметно оттолкнуть российских поставщиков. Азербайджан же сам постепенно наращивает экспорт сельскохозяйственной продукции и в будущем может значительно сократить поставки из России.

kartofan7

Импорт картофеля по-прежнему достаточно высок. В январе-ноябре он составил 546,4 тыс. тонн. Несмотря на рост цен в валюте из-за падения курса рубля, а также рост предложения на внутреннем рынке, импорт упал менее чем на 20%. Зарубежный картофель  остается также востребован на российском рынке, и не позволяет  увеличить долю рынка отечественной продукции. Дело в том, что львиную долю поставок продовольствия из-за рубежа осуществляют торговые сети. Импортный картофель имеет лучший товарный вид, и часто сетевикам гораздо удобнее делать заказы у проверенных иностранных поставщиков, которые наряду с картофелем поставляют и другие овощи - морковь, лук, свёклу. К тому же не стоит забывать и о сложившихся за долгие годы хозяйственных связях. В последние несколько лет закупка именно импортной картошки в больших партиях обходилась гораздо дешевле, нежели у отечественных перекупщиков.

В результате, даже после введения эмбарго в магазинах по-прежнему можно увидеть массу иностранцев. Если раньше большая часть картофеля поступала из Европы - Испании, Нидерландов Франции, то сегодня произошёл «разворот на восток». На первом месте - картофель из Египта. На него приходится свыше 274 тыс. тонн - это более половины всех объемов поставок. На втором месте Китай, который поставляет 64,2 тыс. тонн - после введения продовольственного. Не меньшей популярностью пользуется картофель из Пакистана и Израиля.

kartofan8

Другими словами, в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге и региональных центрах, где население закупается в основном в крупных сетевых гипермаркетах, нам представлена преимущественно импортная продукция, которая сегодня также дешевеет, реагируя на спрос и предложение на рынке. Продукция домашних хозяйств и фермеров доходит в основном до прилавков рынков и небольших магазинов в регионах. Однако масштабы импортозависимости в отрасли гораздо сильнее - большая часть картофеля в России  - и на производствах, и в домашних хозяйствах выращивается из семенного картофеля иностранного производства. По приблизительным оценкам экспертов, доля на рынке иностранных семян составляет 80-90%. Семена поставляются преимущественно из Германии и Нидерландов.  При этом, несмотря на девальвацию объем их поставок в 2015 году вырос. За первое полугодие, на которое традиционно приходится пик поставок в преддверии посевных работ, рост импорта иностранных семян составил +53%.

kartofan9

Отечественный «севок» популярностью почти не пользуется - во-первых он гораздо хуже по качеству, а во-вторых из-за более низкой урожайности по сравнению с другими странами, практически нет возможности его отбирать и хранить до следующего года. Импортные клубни, в свою очередь, имеют сорт и гарантированно здоровы. Закупать его, тем не менее, приходится каждый год - в противном случае, клубни быстро мельчают и вырождаются.

Так сможет ли картофель спасти нас в кризис? Сможет, но необходима государственная поддержка  - и финансовая, и организационная, направленная не только на крупные предприятия, но и на домашние хозяйства, формирующие большую часть производства.  Необходимо создать стимулы для того, чтобы сами домохозяйства кооперировались, становились шире, закупали оборудование и могли продавать свою продукцию напрямую без посредников. 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы