Экономика

За кем будущее российского АПК?

Государство сейчас занимается развитием сельского хозяйства особенно активно. В России после введения санкций у многих пришло осознание, что продовольственная безопасность страны – это залог развития полноценного государства, способного защитить свое население от влияния политической конъюнктуры. Правда, это было ясно и раньше.

Корреспондент ПРОВЭД побеседовал с Ольгой Башмачниковой, председателем Аграрной партии России, и узнал, что сейчас делает государство для фермеров, что ему только предстоит для них сделать и что уже оно сделало, введя санкции в отношении сельской продукции из США, Евросоюза, Австралии, Норвегии и Канады.

11122220- На фоне введения Россией санкций многие заговорили о проблеме в обеспечении продовольственной безопасности нашей страны. На Ваш взгляд, какие первоочередные меры нужно предпринять, чтобы россияне были полностью уверены, что продуктов «хватит на всех»?

- Обеспечить страну продовольствием внутренними силами мы можем, но не сидя, сложа руки. Государству необходимо решить целый блок задач. Первая из них – это развитие внутреннего продовольственного рынка. Здесь и создание логистических центров и кооперативных рынков, и  совершенствование работы торговых сетей, чтобы произведенная отечественная продукция могла попасть на прилавки. Эти вопросы не решатся сами по себе. Государство должно помогать создавать  торговые цепочки между сельхозпроизводителями, переработчиками  и торговыми сетями.

К сожалению, из-за несовершенства каналов сбыта, выстроенных под крупный бизнес, малые сельхозтоваропроизводители не всегда имеют возможности продать свою продукцию по хорошим ценам. Так продукцию скупают посредники, зачастую она просто пропадает. Именно кооперация малых сельхозтоваропроизводителей сегодня может стать инструментом, помогающим фермерам и личным подсобным хозяйствам через организованный сбор продукции довести ее на рынок по хорошим ценам. Сельскохозяйственный потребительский кооператив, представляя интересы именно своих членов, доводит до них полученную от реализации цену за минусом издержек кооператива. При этом для любой торговой площадки – это крупный поставщик. Кооперативные структуры – реальная конкурирующая с крупным бизнесом система, только ее нужно еще построить.  Главное здесь сейчас запустить целевую программу, наполнив ее финансовыми ресурсами  и выстроить нормативно-правовую базу. Это и будет толчком в развитии  кооперации.

Кроме того,  для увеличения объемов собственного продовольствия  необходимо стимулировать развитие новых производств и расширение уже имеющихся. Но процесс запустится в том случае,  если будут созданы базовые условия для рентабельного бизнеса.

В  первую очередь необходимо ограничить рост тарифов государственных монополий, составляющих значительную часть издержек сельхозтоваропроизводителей.

Также нужно ограничить долю торговых сетей в стоимости продукции, с одновременным увеличением доли, приходящейся на сельхозтоваропроизводителя. Сегодня в цене продукции на сельхозтоваропроизводителя приходится только 25%. Торговые сети и посредники «съедают» все остальное. Соответствующе поправки нужно внести в закон о торговле.

Важно снизить процентные ставки по кредитам и сделать их более доступными для большого количества сельхозтоваропроизводителей, тем более малых. Ведь крупный бизнес как раз имеет широкие возможности по лоббированию своих интересов  при получении кредитов, особенно инвестиционных, в этом смысле небольшие  фермеры банкам не интересны, да и ресурсов на малый бизнес уже не остается.

Еще один важный инструмент стимулирования сельхозпроизводства – увеличение господдержки  на гектар сельхозугодий и введение поддержки на голову скота при увеличении поголовья. Только здесь важен принцип равнодоступности. Процедуры оформления должны быть просты, незабюрократизированы. Распределением должны заниматься на уровне района, а иногда и поселения. Любой фермер должен иметь возможность ее получить.

Почему малому бизнесу не страшна АЧС

- А каким образом вы предлагаете решать эти вопросы малого бизнеса в сфере АПК?

- Должна быть определенная государственная стратегия по развитию диверсифицированной аграрной экономики, предусматривающая расширение доли малого бизнеса, семейных ферм, стимулирования развития личных подсобных хозяйств и их перехода в предприниматели. Это может быть квотирование и при выдаче кредитов и при реализации направлений поддержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства. Не менее 30 % средств должно направляться на развитие малого бизнеса, что позволит и экономику диверсифицировать, и сельские территории развивать. Ведь именно малый бизнес составляет основу  аграрного сектора экономики  за рубежом, и именно его развитие - основная забота государства.

Можно смело сказать о том,  что  благодаря  развитию малых форм экономика села диверсифицируется на случай тех же дефолтов. Не класть все яйца в одну корзину – хорошая поговорка. К примеру, африканская чума: окажись она на одном крупном предприятии – и сразу 400 000 свиней под нож, в результате и свиней нет, и люди без работы…   Малый бизнес - рассредоточенный, более экономичный и  устойчивый. Это нужно иметь в виду всегда.

Однако, стимулировать развитие малого бизнеса нельзя, не решив земельный вопрос. Сегодня земельный участок получить сложно, а  создать фермерское хозяйство без земли не получится. Часты  случаи рейдерских захватов земли. Можно землю обрабатывать, вложить деньги в оформление участка, а потом окажется, что участок уже не твой.

Конечно, в первую очередь нужно навести порядок с оформлением земли, этим должно заниматься отдельно взятое ведомство, с которого и спрос.

Кроме того, в Государственной программе нужно предусмотреть стимулирование ввода в оборот залежных земель. Только, чтобы не получилось так - ты  проделал работу, деньги потратил, а гарантий того, что участок будет твой, нет – кто ж тогда будет этим заниматься?

Если бы государство пошло на введение прогрессивного налога на землю, таких проблем бы не было. Даже крупные собственники были бы не заинтересованы просто так расширяться. Брали бы столько земли, сколько смогли бы обработать, обеспечив с нее доход. Тогда латифундий бы поубавилось, а фермеру было бы проще землю получить.

Сколько получает фермер с выращенного огурца

- О проблеме резкого возрастания цены сельской продукции по мере продвижения на прилавки городов  говорят давно. Однако дилеры при этом тоже несут издержки. Как увеличить заработок сельхозпроизводителя, но при этом не лишиться заинтересованных посредников?

- Посредник посреднику рознь. Если говорить о крупных сельхозорганизациях и мегакомплексах – они имеют хранилища и переработку и готовы поставлять большие объемы продукции – здесь есть возможность диктовать свои условия при входе в сети напрямую или через  крупные закупочные компании.  Такой возможности нет у малых производителей продовольствия. Вот тут у посредника задача – собрать продукцию и, конечно, как следует заработать.  Деваться-то  "малышам" некуда. Думаю, тут нужно думать не о существующем рынке посредников и их заинтересованности, а о выпрямлении сбытовых каналов. В первую очередь, это, как уже говорилось, создание логистических центров в регионах,  причем на кооперативной основе. Должны быть современные центры, где осуществляется  хранение продукции, ее подработка или переработка. Это может быть современный кооперативный рынок, предусматривающий и крупнооптовую и мелкооптовую торговлю и розницу. Главное, чтобы управляли такими структурами сами сельхозтоваропроизводители. Сначала  с участием государства, а потом -самостоятельно на кооперативной основе. Сегодня в некоторых регионах такие центры строятся в рамках частно-государственного партнерства. Это тоже хорошо. Их должно быть много. Но нужно думать о здоровой конкуренции, чтобы разорвать порочный круг, когда фермер получает 25% от цены продукции. Поэтому должны параллельно строиться кооперативные центры и рынки. Это современный подход.

- Проблема недостаточного и иногда неохотного кредитования малого и среднего бизнеса давно является острым моментом. Вы, как Председатель Аграрной партии России, каким видите выход из сложившейся ситуации?

- Объемы кредитования малого бизнеса сегодня значительно снижены по сравнению с прошлым годом. Причин много – у банков не хватает средств после крупных инвестиционных сделок, по которым нет своевременного возврата. Да и процедуры получения кредитов сложны и длительны. Только 10% фермеров получают кредитные ресурсы, а в этом году и того меньше. Кроме того, процентные ставки высокие, а пока дождешься компенсации – уже в должниках банка.

Конечно, механизмы кредитования важно совершенствовать. Нужно находить резервы по снижению процентных ставок вне зависимости от их субсидирования. Этот вид господдержки временный и далеко не совершенный.

Сделать это непросто. Сложившаяся макроэкономическая ситуация определяет сегодня стоимость привлеченных средств для банков. Но можно попробовать изыскать  резервы, например, за счет снижения уровня резервов, созданных в Центральном банке под имеющуюся кредиторскую задолженность. Сейчас эти суммы по просроченным договорам (а их доля ох как велика) могут составлять  более 20% от суммы кредита, и процентная ставка по новым кредитам волей-неволей должна это окупать.

Кроме того, тормозом кредитования являются жесткие требования по залогу. Даже земля оценивается со значительным дисконтом. И залога, как правило, не хватает. Здесь тоже нужны соответствующие решения, чтобы банки снизили дисконты при оценке залога, а созданные во многих субъектах фонды поддержки малого предпринимательства  более гибко работали с сельхозтоваропроизводителями и самими банками, решая вопросы по предоставлению гарантий. В настоящее время их программы зачастую  и банкам не выгодны, и производителям не доступны.

Когда санкции России – в помощь

- На Ваш взгляд, насколько сейчас государство идет навстречу бизнесу в АПК? Может ли небольшое объединение фермеров рассчитывать на выделение субсидий от государства?

- Скажем так, в нынешней ситуации оно не может не идти навстречу. Сейчас задача повысить уровень самообеспеченности страны продовольствием  в сложившемся многополярном мире.  Не очень хорошее в данной ситуации выражение, и, тем не менее – не было бы счастья, да несчастье помогло. Именно сейчас, мы считаем, есть исторический шанс для ведения серьезных обоснованных изменений в аграрной политике. Сегодня  лоббирование отдельных игроков крупного бизнеса не может быть приоритетом. Приоритет – развитие нашей большой страны в целом. Поэтому могут быть приняты стратегические решения, меняющие  структуру  аграрной экономики и предусматривающие диверсифицированное развитие всех направлений и форм хозяйствования. Мы не только на это надеемся, мы многое для этого делаем в рамках фермерского сообщества. 

- На ваш взгляд, способны ли российские аграрии полностью обеспечить потребности российского рынка, и что для этого нужно сделать?

- Способны, но это небыстрый процесс. Способными должна их сделать сильная аграрная политика. Собственно, об этом мы сегодня и говорили – развитие логистики внутреннего рынка, кооперирование малых производителей продовольствия, доступность кредитования, контроль за ценами государственных монополий, диверсифицированные инвестиции,  оптимизированные программы поддержки.

На ком земля российская держится

- Насколько принятые техрегламенты Таможенного союза усложняют жизнь фермеров? (Имеются в виду техрегламент по убою скота, по введению ветсертефикации готовой молочной продукции и т.д.)?

- Технический регламент по убою скота, конечно, - это дополнительный административный барьер, в первую очередь, для малого бизнеса. Регламент–то ввели, а мини-бойни не построили. Хорошо еще, что он не распространяется на личные подсобные хозяйства. Но для фермеров это дополнительная большая проблема. Государственных боен нет, крупные сельхозорганизации не пустят фермера на свои мощности. Нужна программа по строительству кооперативных боен. Фермы покрупнее могут и сами их построить. Но на это уйдет время и средства. Недавно делегация фермеров ездила в Калугу знакомиться с опытом роботизированных  молочных ферм. Заодно бойни фермерские смотрели. В любом случае, это дополнительные инвестиционные издержки. Хочешь - не хочешь, а миллион вложи. Так что многие могут перейти в статус личного хозяства, кто-то может закрыть бизнес, кто-то решит вопрос самостоятельно или через кооперацию. Сейчас задача государства такие административные барьеры  минимизировать. Цель введения регламента понятна – снизить риски  эпидемий. Но все палка о двух концах.

С лабораториями – тоже проблема серьезная. Не все могут себе позволить каждую партию молока сертифицировать. Нужно корову сертифицировать, и молоко от нее принимать уже по простой процедуре.  У каждого животного должен быть паспорт, подтверждающий насколько оно здорово. Но это опять революция – готовы ли ветслужбы на это сегодня? Вообще, здоровый скот – задача наиважнейшая. И ее лучше решают небольшие хозяйства. Там животные не скученны. Отсюда меньше стрессов. Корма лучше и сбалансированные – свое же, выше выход телят, меньше прививок и болезней.  Фермерские хозяйства сегодня могут стать базой для создания племенных животных, для которых нужны чистые фермы.  Снова государству есть о чем подумать и думать нужно безотлагательно, иначе не решим поставленных задач…

- На Ваш взгляд, заниматься производством и продажей сельскохозяйственной продукции в России – это привлекательный бизнес? Или должно пройти время, чтобы он действительно стал таким?

- Вы знаете, когда видишь фермеров, которые с гордостью смотрят на дело рук своих, когда дети с ними работают, когда районная администрация на них молится, потому, что за ними другие тянутся – видно, что дело привлекательное и прибыльное. Но, ох, какое непростое, требующее посвящение ему образа жизни. Люди должны быть грамотные, знающие, любящие свою землю. Таких людей нужно всячески поддерживать, стажировать в других странах, учить на позитивном опыте у нас в России. А он, слава богу, есть, потому что на  крестьянах земля российская держится.  

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы