Таможня

Будет ли толк от «проектного подхода»?

То, что происходит в чиновничьем царстве, иначе как паникой не назовешь. Желая оптимизировать расходы в условиях бюджетного дефицита, правительство, не раздумывая пускает под нож целые ведомства. Росграница, созданная во время пика предыдущего кризиса, как оказалось, исчерпала свое предназначение. Все приграничные вопросы решены, дальше рулить обустройством кордонов будет Минтранс. Насколько эффективно – покажет время. Впрочем, жили ж как-то до этого… 

Выступая на коллегии Минэка 2 февраля, первый вице-премьер Игорь Шувалов потребовал от ведомства преобразований, нацеленных на изменения в экономике. В этой связи чиновник счел целесообразным определить 10-15 проектов, которые Минэк будет реализовывать в ближайшее время. Действуя в этом русле, в Минэке, похоже, всерьез решили взяться за таможню. Явно удрученные неудачами в рейтинге Doing Business, чиновники решили дать карт-бланш бизнесменам, предложив им в срочном порядке подготовить на основе собственного видения проект модели таможенного администрирования в морских портах Северо-Запада и Дальнего Востока. О чем это говорит? 

Во-первых, о признании того, что проведенные ФТС реформы, пусть и не ушли в песок, но не оказали серьезного влияния на их положительное восприятие и оценку со стороны бизнес-сообщества.

Во-вторых, о том, что таможня растеряна и не знает, что делать дальше.

В-третьих, что чиновники не против того, чтобы поделиться с бизнесом ответственностью за перемены, не рискуя при этом оказаться в проигрыше.

Бизнес,  в свою очередь, тоже ничем не рискует, потому, как хуже уже просто не может быть. Это шанс, «окно возможностей». Тем более, что для создания модели, на наш взгляд, придется решать некоторые старые проблемы.  А их более чем достаточно.

Первый вопрос связан с прибытием и убытием. Что хотят морские перевозчики? Быстро выгрузиться, быстро загрузиться и уйти. Что для этого нужно? Создать механизм взаимодействия, при котором потребуется минимум документов и сведений (благо все они формализованы международными договорами и стандартами) и минимум временных затрат на процедуры госконтроля. На протяжении последних десяти лет чиновники делают вид, что пытаются выстроить коммуникации, как с перевозчиками, так и друг с другом. Два года Минтранс с ФТС анализируют, какие документы им нужны, а от каких документов можно отказаться, а в итоге не меняется ничего. Все это время ФТС строит за бюджетные деньги такой же бессмысленный «Морской портал». Все разговоры о минусах этого проекта уходят в пустоту, явно недосягаемую до чиновничьих глаз и ушей, а на сайтах ФТС транслируются победные реляции о псевдо успехах  администрирования в портах.

namore

Второе. Декларирование товаров. 99,72% таможенных деклараций выпускается в электронном виде, без бумаг. Правда, ушло на это больше 10 лет, причем зависело отнюдь не от желания бизнеса, а от возможностей таможни правильно все это организовать. Сроки выпуска за 2015 год  – в среднем 1,73 часа по импорту, по экспорту 0,85 часа. Казалось бы, куда уж лучше? Поясню на пальцах: «рисковых поставок» – около 40%, столько же – в «зеленом» секторе, остальное, видимо, «серое», поскольку ни туда, ни сюда не попало. «Рисковые» из статистики по срокам выпуска исключены, а остальное выпускается «влет». Отсюда и цифры. Браво! Фактический контроль – самая затратная часть для грузополучателя. Существует распространенная практика «добровольных» взвешиваний и таможенных наблюдений по «просьбе» декларанта, число которых просто зашкаливает, что отражается на финансовых затратах. Однако в статистику по досмотрам и осмотрам с ИДК это тоже не попадает, поэтому досмотров всего около 4%. И тут браво! То, что творится с «проходными ценами» по стране в целом, просто неописуемо. Поэтому товары некоторых групп всеми правдами и неправдами уезжают из порта и тут…    

Третье. Процедура оформления таможенного транзита выстроена так, чтобы минимизировать уход грузов из портовых таможен внутрь страны. В портах Санкт-Петербурга, например, на протяжении многих лет она своя, особая. Чтобы подать транзитную декларацию, экспедитор (перевозчик) сперва «бьет челом барину» - таможеннику, обычно в ранге замначальника поста, дабы тот начертал на документах свое барское позволение и определил «меру контроля»  – досмотр ли, ИДК ли. Это называется СУР. После чего декларацию можно нести инспектору, который по своему ли разумению, либо опять же по указанию свыше, еще раз может определить меру по минимизации рисков. Если с досмотром задержались, декларация на второй день «убивается» и начинается «заход на второй круг». В кризисные для таможни периоды таких кругов может быть бесконечно много. Немудрено, что при таком подходе статистика ведется некорректно, и многие вещи также делаются якобы «добровольно», дабы не портить отношения...      

Можно плодить какие угодно алгоритмы движения документооборота, выстраивать какие угодно технологии и схемы, направленные на улучшение ситуации, но стоит указать на ряд причин, по которым все это будет обречено на провал.

Во-первых, гигантский диссонанс между руководством в Москве и, грубо говоря, инспектором в порту. Все дела делаются на таможенном посту, а там живут по своим, неписаным законам, причем и в Питере, и Владике эти законы разные, и никакие благие намерения высшего руководства, никакие эксперименты не в силах эту местечковую психологию поменять. «Они там, в Москве, а мы тут, на земле»,  а своя рубаха, как известно, ближе к телу. Да, будут формальные встречи, формальные протоколы и приказы, отчеты-отписки, но дела не будет. Проходили.   

Во-вторых, не нужно даже пытаться влезть в шкуру чиновника, чтобы понимать его мотивацию. Ни у одного таможенника в должностной инструкции не написано, что он должен радеть за упрощение, ускорение, улучшение и пр. А если где и написано, то где-то незаметно, краем. Это общая, и даже не главная задача ФТС, и только. Зато четко прописано, за что он, конкретный госслужащий, отвечает. Дальше этого никто даже пальцем не шевельнет, ведь инициатива, как известно, наказуема. И это прочно сидит в головах у каждого.  

В-третьих, у чиновников есть контрольные показатели. Это палочная система, смысл которой в том, чтобы дать нужную цифру за отчетный период, а что за ней стоит, как она добывается – дело десятое и никому не интересное. В понимании чиновника, выполнение показателя равносильно выполнению задачи. На любом уровне и в любом ведомстве.

И, наконец, личный интерес. Не секрет, что таможня – одна из коррумпированных структур в России. И личный интерес таможенника будет всегда превалировать над задачами сверху.

Поэтому, прежде чем что-то делать, нужно, чтобы изменения созрели в головах, тогда они созреют на бумаге, а потом уж и в деле…  

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы