Таможня

Сколько вешать в граммах, или Прямые измерения – кривые схемы

«Точность никогда не бывает лишней», − так говорилось в известной рекламе. Только вот таможенная служба, взвешивая и перевешивая товар со скрупулёзной дотошностью, порой гонится не столько за точностью, сколько за возможностью дополнительного заработка. Речь идёт о ситуации, сложившейся при декларировании ввозимых скоропортящихся товаров, таких как овощи, фрукты, зелень.

 «На протяжении долгого времени весь скоропорт оформлялся по коробкам, а точнее – по их количеству, указанному в инвойсе, − рассказывает юрист, эксперт компании «FreeВЭД» Михаил Шавернев. − И когда вес плыл, это никого не волновало, потому что практически невозможно дважды с одинаковым результатом взвесить скоропорт – это не станок и не стиральная машинка. Товар может отсыреть, набухнуть. Зелень, например, вообще растёт в пути. Поэтому коммерсанты платят за объём, а не за вес, который может быть разным в разный период  времени. Таможня тоже никогда ни о чём не задумывалась». Кстати, по этой же причине импортёры не видели никакого смысла в проведении взвешивания скоропортящейся продукции до подачи декларации.

Тем не менее, в 2014 год Верховный суд РФ издал постановление 8-АД13-43, в котором, ознакомившись с ТНВЭД в отношении керамической плитки, написал, что вес товара – это количественная характеристика, и в случае, если даже описание товара, заявленное таможне, по размерам и количеству совпадает с товаросопроводительными документами, но вес при этом отличается, есть все основания для возбуждения административного дела по недекларированию. Года полтора таможня раздумывала над этим постановлением, а потом вдруг опомнилась и стала по аналогии наказывать всех, в том числе, и импортёров так называемого скоропорта.

Однако для того чтобы установить точный вес нетто, например, плодоовощной продукции, придётся всю её высыпать из коробок, что может привести к утрате товара. К тому же несколько сотен тонн невозможно поставить на весы в принципе. Поэтому таможня стала прибегать к способу, который в акте таможенного досмотра называет расчётным: ставит все поддоны с коробками на весы, а затем, взвешивая отдельно один из поддонов, умножает его на количество всей партии и вычитает получившееся число из веса с поддонами. На следующем этапе таможня проделывает те же манипуляции с коробкой: берёт некую коробку, похожую на ту, в которой перевозится товар, умножает её вес на количество коробок в партии и таким образом выясняет вес нетто. С точки зрения арифметики, возможно, придраться не к чему, а вот с точки зрения здравого смысла очень даже: очевидно, что все поддоны, паллеты, равно как и все коробки, могут иметь разный вес из-за толщины доски, плотности древесины, различных пресс-форм, на которых изготавливается упаковка, и тому подобное. Поэтому и погрешность измерений для партии из 20 контейнеров может составлять порядка тонны лишнего веса.

Но дело ещё и в том, что, по мнению экспертов в области метрологии, равно как и по законодательству о единстве измерений, подобный способ расчёта, используемый таможней,  не является прямым, а для непрямых способов измерения обязательно должны быть утверждённые методики расчёта, которые, как оказалось, в отношении скоропортящейся продукции отсутствуют. Отсутствие же методики, к сожалению, даёт предсказуемый для нашей таможни эффект: если таможня может взвешивать так, как ей хочется, то, конечно, хочется ей это делать в свою пользу.

«Таможенники знают, что, скорее всего, вес товара не сойдётся, и тогда будет отказ в выпуске и подача декларации по новой, не говоря уже о возможном возбуждении административного дела. Поэтому многим, кто возит подобные товары, гораздо проще и выгоднее прийти на поклон к досмотровому инспектору и заплатить «мимо кассы», нежели надеяться на чудо, − комментирует ситуацию Михаил Шавернев. − Все скоропортящиеся грузы давно обложены данью. При этом получается, что досмотровик ещё и благодетель, так как помогает решить проблему из-за недоработок в законодательстве».

По мнению эксперта, сложившаяся ситуация могла бы быть раз и навсегда разрешена путём разработки аттестованной в соответствии с установленным порядком методики. Но пока участникам ВЭД приходится идти путём судебных разбирательств и жалоб в таможенные инстанции, в прокуратуру, которые пока не дают положительного результата. Суд же прямо заявляет, что не собирается препятствовать таможне в наполнении бюджета, довзыскивая платежи по неправильно взвешенным грузам. К сожалению, судьи не понимают (или делают вид, что не понимают), что подобные ситуации приводят не к наполнению бюджета, а к увеличению и так донельзя раздутой коррупционной составляющей таможенного бизнеса. Михаил Шавернев, не называя имён, пересказывает ответ одного из судей по этому вопросу: «Если я признаю вас правыми, то получится, что все досмотры незаконны по всей стране за весь период времени! Давайте, я вам отказываю, но надеюсь, что вам удастся потом это как-то отменить». 

К слову, доводы юристов о незаконности действий таможни вполне обоснованы: существует зарегистрированный Минюстом Приказ ФТС России от 19 мая 2014 года № 915, которым установлено, что «измерения количественных показателей товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, должны определяться на основании аттестованных методик (кроме случаев прямых измерений)». Более того, статьей 19.19 КоАП России установлена ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений». Однако таможенное ведомство самоустранилось от разработки методик измерения веса товаров косвенным методом. При этом таможенники в своих даже официальных ответах представителям бизнеса заверяют, что если использовались весы, то способ измерения количественных характеристик товара считается прямым и никаких специальных методик таможне для этого способа измерения не требуется. Подобный ответ совсем недавно дало и Северо-Западное таможенное управление.

Удастся или нет отменить незаконные, по мнению бизнеса, акты таможенного досмотра и соответствующие решения суда, покажет время. Как рассказал нам Михаил Шавернев, юристы уже готовят документы для рассмотрения дела в Верховном суде.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы