Экономика

Карты решают всё: к плану улучшения ситуации в морских портах зашли с тыла

Правительство внесло коррективы в дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования», дополнив 19-й пункт семнадцатью подпунктами – они перекочевали из Плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах. Обстановка там, по словам участников морского бизнеса, не изменилась в лучшую сторону ни на йоту. ФТС, Минтранс, ФСБ и другие причастные ведомства докладывают в правительство о грандиозных успехах и пускают в глаза Кабмина пыль. 

В числе новых пунктов дорожной карты – обеспечение межведомственного взаимодействия и обмена данными между ГКО и участниками ВЭД, внедрение механизма «единого окна» (сколько раз уже про его внедрение мы слышали!), переход на электронный документооборот (тоже заезженная пластинка), гармонизация, унификация и прочая и прочая. Руководитель рабочей группы по мониторингу МПП Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту Владимир Коростелёв поясняет, что статус «дорожной карты» повышает значимость проекта, а уж таможенная карта – одна из самых приоритетных.

И в прошлом году, и в этом по результатам мониторинга Координационного совета ситуации в портах правительству было доложено: всё из рук вон плохо, ситуация не меняется. Но ведомства завели свою шарманку с психоделично веселой мелодией.

Колоссальная проблема в том, что о результатах якобы успешно проведенной работы в правительство докладывают сами ведомства, ответственные за выполнение задач: Минтранс, Минкомсвязи, ФСБ, ФТС. Ну а кто будет говорить о себе плохо? Вот и рассказывают правительству, что трудятся, как пчелки, всё – для бизнеса.

«Минтранс отчитывается, что даны устные распоряжения, приказания, всё работает, и все счастливы. Федеральная таможенная служба сама докладывает о результатах совершенствования своего таможенного администрирования. Последняя вместо «единого окна» делает «Морской портал», прототипом которого был «Автомобильный портал». Его разработку отдаёт не той компании, которая выиграла конкурс, а какой-то петербургской СТМ. Эту «работу» они проводили два с половиной года», − обрисовывает ситуацию эксперт.

У перекочевавших из Плана в «дорожную карту» пунктов значительно сместились сроки реализации. Внедрение «единого окна» должно было совершиться в 2015 году, теперь ещё лет пять ответственным органам (ФТС, Минкомсвязи, Минтранс, ФСБ, Росграница и др.) можно спать спокойно – на реализацию теперь отводятся 2015-2020 годы. К концу срока снова что-нибудь можно сделать для отвода глаз и ещё выгадать время на беззаботное прозябание.

custЖелезный принцип ФТС: отвечай невпопад, но уверенно, отстаивай интересы бизнесаПерейти на электронный документооборот планировалось в течение 2014-2018 годов, очевидно, поэтапно. Теперь из этого периода для реализации назначен самый крайний срок: правительство подготовит соответствующее распоряжение только к декабрю 2017, а ведомства о правовых актах должны позаботиться к октябрю 2018.

Гармонизация документов и унификация сведений, представляемых в «единое окно» (пункт 19.6), к августу 2014 года, как мы поняли, не случились. Минтрансу, ФТС, ФСБ, Минсельхозу и Роспотребнадзору дали время собраться с мыслями, правда, и новый срок уже на носу – январь 2016 года. Форма исполнения – доклад в правительство. Нужно хотя бы с перечнем определиться и очень желательно – не дублироваться.

«Во всех европейских портах, в Гамбурге, например, работали до недавнего времени с восемью бумажными документами, а с июля 2015 года нужен всего один электронный. У нас предоставляется 77 документов! Давно пора унифицировать требования, стандартизировать подход, но нет – у нас ставят задачу «составление аналитической таблицы документов и сведений, представляемых при приходе (отходе) судна, с разбивкой по государственным контрольным органам; подготовка предложений по формированию на основе международных стандартов исчерпывающего обоснованного унифицированного перечня документов и сведений» (подзадача пункта 19.6 – прим. ред.). Таблицы они составляют, учёные!» − негодует руководитель рабочей группы.

Устоялась в мире и другая практика: разрешение на выгрузку товара судно получает ещё до того, как заходит в порт, для этого оно заранее подает информацию ГКО. «А что у нас? Пункт 19.15: «Обеспечение применения возможности принятия ГКО до завершения операций, связанных со швартовкой судна при прибытии его в порт, решения о разрешении судну начинать выгрузку товаров…». Набор слов! «Обеспечение применения возможности принятия решения о разрешении». Ожидаемый результат – доклад в правительство РФ каждые полгода. То есть можно ничего не делать и раз в полгода докладывать, что что-то делается. А всё потому, что самой инструкции, как получать решение о разрешении, нет», − объясняет собеседник.

«Примечательно, что 20-ый пункт Плана не перенесли в дорожную карту: в нём говорилось о необходимости снятия с судовладельца обязательства доставлять комиссию из ГКО на борт судна за свой счёт и кормить обедами-ужинами. В государстве кризис, нет денег на то, чтобы из бюджета оплачивать поездки ГКО к судну – такова официальная позиция. Тем временем у таможни в Новороссийске, например, завидный автопарк, там есть даже катера, которых ни у кого на свете нет. Да и ездят сотрудники ФТС, ФСБ на работу на служебном автомобиле, а до судна на нём доехать они не могут», − иронично замечает Владимир Коростелёв.

Минтранс в своём недавнем ответном письме трём агентским ассоциациям (ЮРАМА, АМА СПб и Калининградская ассоциация морских и экспедиторских компаний) популярно объяснил: денег нет. Это же в морском бизнесе кого ни возьми – каждый зажиточный крестьянин, а с казной надо аккуратнее, бережнее. Тогда же министерство ответило, что обязанность кормить-поить комиссию ГКО никто за судовладельцами не закреплял.

«Это обычно выглядит так: «А у нас уже время обеда, вы нас отвезёте в столовую или на борту покормите? А после проверки подбросите до дома?». Да, конечно, отвезём!» − практически сквозь зубы приводит типичный диалог с инспекторами наш собеседник.

После письма, которое агенты отправили в правительство, последовали неприятные беседы, что называется, на местах: «Морские перевозчики получили очень нервную и очень озлобленную реакцию госорганов. Людей вызывали на ковёр в Питере, людей вызывали на ковёр в Новороссийске. Было сказано: если вы будете писать такие письма, мы с вами не сработаемся. Правительство вводится в заблуждение, а на бизнес начинают действовать угрозами, вот такая ситуация», − добавляет Владимир Коростелёв.  

Обустройства и оснащения пунктов пропуска оборудованием, необходимым для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, исключающих нанесение вреда товарам, требующим особых условий хранения, в 2014 не произошло. До конца 2015 едва ли что-то изменится, хотя он и внесен в период исполнения – 2015-2018. Из-за того, что эта задача зависла, застопорилась и другая: размещение должностных лиц ГКО в морских портах или в непосредственной близости к порту для обеспечения оперативного проведения необходимых контрольных действий в отношении грузов, переваливаемых в порту. Так что возить за свой счет бережливых сотрудников ГКО судовладельцам придётся ещё долго – как минимум до 2018, такой срок исполнения у этого пункта.

Остаётся надеяться, что дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» действительно крайне приоритетная, и уж в рамках этой карты что-то будет делаться по факту, а не формально. По крайней мере, из начальных 40 пунктов в ней осталось только 20: ФТС эффективно улучшает своё таможенное администрирование, старается.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы