Таможня

Дорожная карта таможни: по кочкам, по кочкам, в ямку – бух

На минувшей неделе в рамках выставки «Таможня Северо-Запад» замглавы ФТС Руслан Давыдов явил публике результаты исполнения дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», которые немало удивили профессиональное сообщество. Исходя из презентации таможни, можно сделать вывод, что дорожная карта уже вышла на финишную прямую: сроки оформления сократились, количество требуемых документов уменьшилось, жить стало хорошо, остался всего один пункт, который выполнится к 2018 году.

Благостных перемен участники ВЭД почему-то не ощущают на себе, а все пункты выполнены с какими-нибудь оговорками, с правильно выбранной статистикой (нерисковые поставки берем, а рисковых как будто нет). Мы попросили экспертов оценить результаты таможни, которые были представлены публике вот так:

дорожная

Первый пункт – «Автоматическая регистрация деклараций на товары».

«Де-юре, авторегистрация введена для экспорта, импорта и свободной зоны, − рассказывает Юрий Ковалев, заместитель генерального директора ООО «Восход» и член рабочей группы «Совершенствование таможенного администрирования» АСИ. − На практике процент авторегистрации для экспорта – около 50, а по импорту – в разы меньше, потому что действует много ограничений. Не регистрируются декларации, где отправитель – филиал, например. Или, скажем, если в транзитной декларации перевозчик забил номер машины латинскими буквами, а импортер русскими. В общем, этот пункт скорее выполнен, но надо контролировать».

Другой пункт – «Отказ от требования документа от декларанта (не требуется около 30 документов)».

catsТаможня попросит славных участников ВЭД похвалить её перед Всемирным Банком«Действительно, теперь не требуется 30 документов формализовать, но получать и вносить номер надо, − продолжает Юрий Ковалев. − А Всемирный Банк, составляющий рейтинг Doing Business, на это говорит: «Все электронные или бумажные материалы, запрошенные любым государственным органом на груз, считаются полученными, подготовленными и представленными. Все документы, подготовленные экспедитором или таможенным брокером, учитываются при составлении case study, вне зависимости от того, требуются они по закону или на практике». Это означает, что коли ты получаешь документ, то не важно, сдаешь ты его в таможню или нет».

Пункт «Сокращение времени оформления в пунктах пропуска (-19 мин)» Юрий Ковалев предлагает считать выполненным, поскольку сроки оформления в пунктах пропуска и вправду небольшие. «Но эту норму надо закреплять в ФЗ», − считает он.

Конечно, таможня похвастала и сокращением времени оформления экспорта и импорта, и уменьшением числа требуемых бумаг.

«Пункт «Сокращение времени выпуска товаров при импорте (- 46 ч. 20 мин)» можно считать скорее выполненным, − говорит эксперт. − Сроки действительно сократились, но надо еще сокращать, в том числе для рисковых поставок. В 12 часов на безрисковые поставки в среднем укладываются. Было бы эффективнее закрепить срок выпуска в ФЗ, так как сейчас это всего лишь контрольные показатели таможни». Отметим, что в утвержденной правительством дорожной карте говорится о необходимости сокращения времени проведения таможенных операций с импортируемыми товарами, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля, с 96 до 2 часов к 2018 году.

Следующий пункт − «Сокращение времени выпуска при экспорте (-3 ч. 10 мин)». Согласно карте, по товарам, не подлежащим дополнительным формам контроля, время экспорта к 2018 году должно быть сокращено с 72 до 2 часов. «Экспорт быстро оформляют. В общих показателях 24 часа на 2015 год», − говорит Юрий Ковалев. Но даже 24 часа − это не 2, и не 12.

Руслан Давыдов продемонстрировал на слайде, что количество документов, необходимых для импорта, снизилось на 4 штуки. Формально таможня следует плану: в начале «дорожной карты» требовалось 10 документов, к её завершению – 2018 году − должно остаться 4.

«Сокращение на 4 документа – полуправда. Контракт (не должны, но по факту требуют), транспортный документ, инвойс, доверенность на 54 графу − это обязательный минимум, − поясняет Юрий Ковалев. − При первой подаче еще и выписка из ЕГРЮЛ, справки ОГРН и ИНН. Каждая вторая ДТ – упаковочный лист. Самое главное, что это никому не надо, все эти документы делаются нажатием клавиши в программе декларанта».

Та же история и с декларируемым сокращением числа документов, необходимых для оформления экспорта. В таможне заверяют, что число нужных бумажек снизилось аж на три штуки. «Как и в вопросе с импортом, пакет документов как бы сокращен, но по факту предоставляется больше бумаг, чем оглашает таможня. Зачем эти документы таможне в принципе? Формально, однако, пункт выполнен», − разъясняет эксперт.

Он также добавляет, что срок оформления в морских портах сокращен формально, как и в остальных случаях, но цель пункта – успеть оформить товары в срок выгрузки. А так не получается, поэтому пункт можно считать невыполненным. Более подробно о том, что связано с оформлением в морских портах и о том, почему нельзя считать работу таможни на этом поприще завершенной, рассказал Владимир Коростелев, руководитель рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту и директор проекта Single Window: 

normПортал "Морской порт" будет во всех российских портах к 2017 году«Дорожная карта большая, и в ней много пунктов. Процесс импорта, о котором идет речь, включает несколько этапов. Первоначально – этап прибытия. Судно прибывает в порт с грузом. Перевозчик (или его представитель) заблаговременно информирует государственные органы о прибытии судна и груза. Осуществляется пограничный, таможенный контроль (и другие его виды), дается разрешение на выгрузку, судно разгружается, и контейнеры оказываются на терминале. После этого по информации, представленной грузополучателями (их представителями), осуществляется само таможенное оформление товаров в прибывших контейнерах и дается разрешение на вывоз контейнеров из порта. Скорее всего, в указанных таможней пунктах− «Сокращение количества документов при импорте», «Сокращение времени выпуска товаров при импорте», «Сокращение времени оформления в морских портах» − речь идет именно об этапе таможенного оформления товаров при импорте в терминалах. Однако улучшению транспортной ситуации в морских портах посвящен отдельный развернутый пункт номер 19, состоящий из 17 подпунктов. И в этой части реального изменения ситуации, к сожалению, не происходит. Простои судов в российских портах как были, так и есть. Какую бы предварительную информацию перевозчики ни предоставляли (в том числе через знаменитый портал ФТС «Морской порт») – судно с грузом при прибытии будет стоять и ждать прихода пограничников и таможенников, которые посмотрят бумажные документы. Все рассказы про современные электронные технологии в таможне (в том числе про планы «через два года догнать Роттердам и Амстердам») в действительности оказываются сказками для совещаний в правительстве».

И тут же Владимир Коростелев приводит свежий пример: «Десять дней назад в Большом порту Санкт-Петербург на терминале ПКТ линейное судно «Бомар Ванкуиш», которое регулярно совершает судоходы по расписанию, простояло 2,5 часа в ожидании разрешения на выгрузку. Все бумажные документы были сданы в таможню за 12 часов до прихода, но в 8.10 утра таможенник отказался проставить штамп «Выгрузка разрешена», т.е. принять решение о начале грузовых операций в 08.10, т.к. готовился к закрытию смены в 8.30. Судно ждало, когда у таможенников заступит новая смена и проставит долгожданный штамп. В итоге выгрузка началась в 10.00 утра. Огромный бумажный документооборот, постоянные простои судов в ожидании разрешения на разгрузку и погруженных судов в ожидании получения разрешения на убытие – характерные черты работы чиновников в российских портах, сохранившиеся в неизменности с 30-х годов прошлого века», − резюмирует эксперт.

Из того, что в «облачках» перечислила таможня, не оцененными остались только два пункта. Юрий Ковалев отмечает, что «Автоматический выпуск товаров на объектах пилотной зоны» работает, но с огрехами. А единственный пункт, который осталось выполнить таможне, исходя из её схемы, − наладить автоматический выпуск товаров во всех таможенных органах к 2018 году.

На основании оценок экспертов мы подправили слайд из презентации таможни, чтобы приблизить его к реалиям. Теперь он выглядит так:

смайлы 

 
 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы