Общество

Отравить людей ради «распила»

Желание петербургских властей построить в Ленинградской области завод по сжиганию химических отходов вызывает сильный протест среди жителей города и области. По данным общественных экологических организаций, новое предприятие в Красном бору будет ничуть не безопаснее предыдущего: все официальные заявления о том, что оно будет более экологичным, ничем не подтверждены. Доходит до смешного: чтобы «протащить» проект нового завода, представители профильного комитета и компании-проектировщика, стараясь приукрасить действительность, опровергают даже то, что сами же прописали в проекте.

Напомним, в Ленинградской области, недалеко от поселка Красный бор, расположен полигон для опасных отходов, куда в течение 40 лет свозились токсичные вещества с городских и областных предприятий. Сейчас почти все карты забиты до отказа, а потому прием отходов не осуществляется. При этом ситуация на полигоне угрожающая: в любой момент из-за осадков карты могут переполниться, и их содержимое может попасть в ближайшие водотоки, а потом в Неву. Впрочем, сбросы могут произойти не только из-за внешних факторов. В середине августа экологи Гринпис обнаружили на территории рядом с полигоном незаконный сток воды, пробы которой оказались ужасающими.

Сжечь полигон за 20 лет

Сегодня в Петербурге прошла презентация проекта нового завода, который, по заверению властей, должен решить проблему токсичных отходов. Организаторы пресс-конференции не пригласили независимых экспертов, среди спикеров были только сторонники мусоросжигательного завода. Чтобы хоть как-то высказаться «против», представители общественности и независимых экологических организаций пришли с удостоверениями СМИ, но организаторы не разрешили им даже задать вопросы.

Во время выступления исполняющий обязанности председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Сергей Кукушкин заявил, что новый завод строится только для того, чтобы «ликвидировать накопленный ущерб», другими словами, для того, чтобы сжечь все то, что накопилось за 40 лет на старом полигоне. Журналисты несколько раз переспросили, будет ли новый завод принимать отходы от предприятий или нет, и только с третьего или четвертого раза удалось добиться четкого ответа: «Мы нацелены на то, что там лежит. Приема не будет».

Общественники сразу подловили представителя власти на искажении фактов. Если открыть проект строительства завода, который и был сегодня презентован, то там черным по белому написано: «Максимальная мощность установки по перерабатываемым отходам - 5410 килограммов в час (40 тысяч тонн в год), в том числе: 50% - накопленные отходы из существующих карт полигона, 50% - вновь поступающие отходы». Слова «вновь поступающие отходы» свидетельствуют о том, что завод все-таки будет принимать отходы от предприятий – по 20 тысяч тонн в год. Из этого следует, что из старых запасов тоже будут уничтожать только по 20 тонн в год. А вот простой и наглядный пример того, что мы получим: в открытой карте №64 сейчас находится более 391 тысячи тонны отходов, а в карте №68 – более 38 тысяч тонн, на сжигание содержимого этих карт уйдет более 20 лет. И это только две карты - общий объем отходов в отрытых картах, и в тех, которые закопаны под землей, составляет около 2 миллионов тонн…

Городская профанация

Глава муниципального образования Тельмановского сельского поселения Юрий Кваша, который давно занимается проблемой полигона в Красном бору и входит в рабочую группу, созданную Росприроднадзором по приказу министра экологии и природопользования Сергея Донского, после презентации сказал в комментарии ПРОВЭДу, что прозвучавшие официальные заявления – это «профанация», а также рассказал о том, что на самом деле представляет из себя мусоросжигательный завод.

Во-первых, по словам главы поселения, в проектной декларации нет информации о том, сколько сейчас выбрасывается вредных веществ в окружающую среду. А эти данные обязательно должны быть учтены, потому что то, что впоследствии будет выбрасываться через трубу, будет суммироваться с тем, что попадает в окружающую среду из уже существующих карт. Естественно, это будут совсем другие цифры – не те, которые обозначены в проекте.

Во-вторых, еще в 2005 году предприятие «Севзапгеология» провело исследование и выяснило, что на юго-западной стороне полигона на глубине 20-30 метров идет сильный подземный водоток – он затрагивает, в частности, карты №64 и №6. В этих картах находятся пастообразные и твердые отходы, а также органика, насыщенная поливинилхлоридами и другими хлороорганическими соединениями, которые даже в микродозах убивают все живое.

- То есть фактически нам предлагают сжигать воду, которая постоянно заражается промышленными отходами, - и это может длиться бесконечно. Все это в проекте завода не отражено: там отсутствует какая-либо информации по гидрогеологическим исследованиям территории полигона. Мы как будто в космосе строим этот завод, он никак не привязан к объекту, - объяснил глава поселения.

Еще одна проблема – ливневые стоки: на территории полигона площадью 73 гектара в год накапливается около 120 тысяч тонн ливневых вод. Частично эти стоки должны сливаться в кольцевой канал и очищаться, а потом через магистральный канал и водотокам выводиться в Ижору, а потом в Неву.

- Сейчас очистные сооружения, которые должны были быть запущены и которые в проекте завода существуют, не работают, потому что это оборудование не в состоянии очистить воды до проектных показателей. В проекте завода нет ничего, что помогло бы очистить эти воды, нам просто говорят: «Давайте все сожжем», - отметил Юрий Кваша.

Таким образом, отходы на этом заводе будут бесконечны. С одной стороны, это постоянно прибывающие подземные воды и ливневые стоки, с другой стороны, новые отходы, которые, по проекту, будут привозить на завод. По мнению Юрия Кваши, никто в этом круговороте не будет заморачиваться старыми картами, несмотря на официальные заявления.

Альтернатива сжиганию

Решить проблему с токсичными отходами, скопленными на полигоне в Красном бору, можно, считают эксперты. Рабочая группа при Росприроднадзоре предлагает простой, безопасный и не особо затратный вариант.

- Нужно сначала все исследовать, понять, какой там химический состав, откуда идет заражение воды, почв и воздуха, потом максимально оградить от подземных и поверхностных водотоков зараженные участки, а затем поставить несколько технологических линий, нацеленных на переработку конкретных видов токсичных отходов, - рассказал эксперт.

Зачем сжигать отходы, которые можно просто очистить по дешевой технологии, минимизируя энергетические и финансовые затраты? Открытые карты, расположенные на четырех гектарах, содержат воду, частично нефтепродукты и твердые отходы. Воду можно убрать, очистить, а затем слить, доведя до рыбохозяйственных водоемов, нефть - либо использовать как вторсырье, либо сжечь (никаких суперфильтров при этом не нужно), а твердые отходы нужно оградить от водотоков, превратить в каменную массу и оставить под землей, - добавил собеседник ПРОВЭДа.

Диоксинов не хотите?

Но вместо всего этого нам предлагают сжигать содержимое карт. И при этом никто даже не знает, что именно в них сейчас находится: в течение десятков лет токсичные вещества просто сливались в кучу. Исследования послойного содержания органики и неорганических веществ в этих картах в рамках нового проекта не проводились. Тем не менее, член Объединённого совета «Экология и природные ресурсы» СПб научного центра РАН Сергей Зубарев, который консультировал проектировщиков нового завода, утверждает, что на новом заводе токсичных выбросов в атмосферу будет как минимум в два раза меньше, чем на старом полигоне.

При этом в проектных документах завода говорится, что в результате сжигания опасных отходов в воздух будет попадать 34 тонны опасных веществ, включая вещества наивысшего класса опасности – такие, как мышьяк, хром, ртуть, кадмий, бензапирен, диоксины и многие другие - всего 46 различных вредных веществ. Но эти данные Сергей Зубарев на презентации проекта никак не отреагировал: по его словам, все объемы выбросов, указанные в проекте, соответствуют нормативам РФ (составят не более 10% от нормы предельно допустимой концентрации), а, значит, - безопасны.

С этим не соглашается координатор токсической программы Гринпис России Нина Лесихина. По ее словам, по многим международным нормативам, в частности, по нормативам Всемирной организации здравоохранения, перечисленные вещества опасны даже в небольших концентрациях: они могут разноситься на очень большие расстояния и накапливаться в живых организмах, разрушать эндокринную систему и приводить к бесплодию, импотенции, раку и так далее.

Кроме того, как уже отмечалось выше, не нужно забывать о выбросах в атмосферу из старых карт, которые не учтены в новом проекте.

Кто и сколько заплатит?

Город уже отдал более 50 миллионов на разработку данного проекта: документ готов, но при этом никто не смог сказать, сколько уйдет денег на реализацию проекта. Представитель Комитета по природопользованию Сергей Кукушкин обмолвился о том, что на строительство завода уйдет порядка 3 миллиардов рублей, но потом еще раз десять уточнил, что конечная сумма затрат пока не определена. Несмотря на это, сторонники мусоросжигательного завода уверенно говорят о том, что это самый экономически выгодный вариант решения проблемы опасных отходов. На каком основании делаются такие выводы, непонятно.

Также до сих пор не ясно, кто будет финансировать все это удовольствие. Есть подозрение, что вся нагрузка ляжет на плечи налогоплательщиков (при этом, сколько выделят из городского бюджета, а сколько – из федерального, тоже непонятно), потому что на вопрос, будут ли инвесторы, Сергей Кукушкин ответил, что такой вариант рассматривается, но пока «не видно ресурсов».

Распил и мракобесие

По сути, ни на один вопрос, заданный журналистами, не был дан точный ответ. Как выразились в кулуарах многие мои коллеги, это «полный мрак» и «мракобесие», а не проект. Как отметили общественники, единственное объяснение того, почему мусоросжигательный завод так активно протаскивают, в том, что кто-то финансово заинтересован в этом. Грубо говоря, «распил».

Тем не менее, если проект нового завода пройдет государственную экспертизу и все разрешения будут получены, то завод по сжиганию отходов в Красном бору заработает уже в 2018 году. По словам экспертов, шансы на то, что проект не будут одобрен, все-таки есть. 13 октября пройдут общественные слушания, где будет обсуждаться данный проект, там представители общественных экологических организаций обещали представить свои варианты решения проблемы токсических отходов, но нужно, чтобы жители, обычные граждане тоже не оказались равнодушными к проблеме и пришли.

 

Справка: Общественные обсуждения проекта строительства завода по сжиганию токсичных отходов на полигоне «Красный Бор» пройдут 13 октября в 16:00 по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г. Никольское, Советский пр., д.166, МКУК «Никольский Дом Культуры».

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы