Таможня

Октябрьская революция таможенных постов Северо-Запада

Уже меньше, чем через месяц, таможенные посты двух таможен Северо-Западного региона в очередной раз перетасуют, как колоду карт: Парголовский, Пушкинский и Янинский посты Балтийской таможни перейдут под крыло таможни Санкт-Петербургской, а Белоостровский пост Санкт-Петербургской таможни переселится из Курортного района в район Стрельны и будет переименован в Петродворцовый. Таким образом, при Санкт-Петербургской таможне на юге города будут функционировать один центр электронного декларирования и аж четыре таможенных поста: Южный, Шушарский, Колпинский и вскоре Пушкинский. Подобные реорганизационные мероприятия были утверждены приказом ФТС России от 12 июля 2015 № 1466 «О совершенствовании структуры Балтийской и Санкт-Петербургской таможен».

Начальник СЗТУ Александр Гетман, по инициативе которого и была затеяны изменения, в комментариях нашему изданию подтвердил, что причиной необходимости переподчинения таможенных постов стала несостоятельность идеи так называемых «сухих портов». По мнению руководителя СЗТУ, эти таможенные посты, созданные в 2010 – 2012 годах в связи со значительным ростом грузооборота в Большом порту Санкт-Петербурга, в нынешних условиях снижения объемов внешнеэкономической деятельности при функционировании в регионе также морского порта Усть-Луги, остаются невостребованными для целей размещения и временного хранения товаров, прибывающих морским транспортом.

При этом в СЗТУ абсолютно уверены, что переподчинение постов не должно существенно повлиять на изменение товаропотоков и удобство совершения таможенных операций для участников ВЭД, поскольку обе таможни расположены в Санкт-Петербурге и их местоположение менять никто не собирается.  Кроме того, как пояснил Александр Гетман, в связи с отсутствием ограничений в зависимости от вида транспорта при совершении таможенных операций, СВХ при этих постах гораздо чаще используют для доставки и временного хранения товаров, которые перемещаются автомобильным транспортом, а не морским. Но если всё действительно так, и переподчинение не окажет никакого существенного влияния на товаропотоки, то к чему вся эта дорогостоящая чехарда с постами?

Стоит обратить внимание на то, что, например, у Пушкинского поста Балтийской таможни всегда были неплохие результаты и по количеству оформляемых деклараций, и по числу участников ВЭД по сравнению с другими постами Балтики. Теперь эти объёмы деклараций, а также декларации двух других уходящих постов достанутся оставшимся четырём постам.

Некоторые участники внешнеэкономической деятельности полагают, что после реорганизации останется гораздо меньше мест для оформления портовых грузов,  что неизбежно приведёт к образованию очередей. На оформление же товаров, приходящих другими путями, постов станет более чем достаточно.

Что касается так называемого «южного узла» таможенных постов, то руководство СЗТУ настаивает, что «количество постов, расположенных в южной части Санкт-Петербурга, отвечает потребностям участников ВЭД и не является излишним». Однако заехав на южные посты Санкт-Петербургской таможни, корреспондент ПРОВЭД убедился в том, что рабочая жизнь там уже давно более чем размерена: ни о каких задержках или очередях речи не идёт, некоторые таможенные инспекторы и вовсе скучают. «Им (инспекторам – прим. ред.) и до этого особо нечего было делать, поэтому зачем тут ещё один пост, нам непонятно. Незачем, в общем-то», - ответил один из декларантов посещённого нами поста.

В таком случае совершенно неясно, о каких потребностях участников ВЭД твердит СЗТУ. Как сообщил нам другой источник, работающий в таможне, ответ кроется скорее в политических и личных мотивах тех, кто заинтересован в данной реорганизации, нежели в реальных потребностях участников ВЭД. «Неужели вы всерьёз думаете, что до потребностей чужого бизнеса кому-то есть дело в таможенных верхах? Ну только если там их собственный бизнес замешан… По одной из версий, например, все мероприятия, направленные на урезание Балтики, свидетельствуют о том, что эту таможню намерены лишить её былого влияния, потихоньку забирая товаропотоки в пользу Санпита (на профессиональном жаргоне – Санкт-Петербургская таможня – прим. ред.)», - пояснил свою мысль наш собеседник.

Упомянутый приказ ФТС касается и ещё одного важного изменения – смены региона деятельности Белоостровского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни и его переименования в Петродворцовый таможенный пост. В 2010 году, в период создания Белоостровского поста, говорилось о том, что его существование значительно поможет снизить нагрузку на городские таможенные терминалы. Чем же сейчас вызвана необходимость ликвидации столь важного на тот момент таможенного органа?

По словам Александра Гетмана, предложение о перемещении Белоостровского таможенного поста обусловлено тем, что пост расположен в северной части Санкт-Петербурга на пути следования товаров, ввозимых в Россию через автомобильные пункты пропуска на российско-финляндском участке границы. По данным СЗТУ, в первом полугодии 2015 года количество транзитных документов, оформленных Выборгской таможней и предъявленных для завершения транзита Белоостровскому посту, составило более 50% от общего числа деклараций. При этом ещё в 2014 году власти объявили о том, что для резидентов особой экономической зоны «Нойдорф», созданной в Петродворцовом районе Петербурга, будет открыт специальный таможенный пост, на оборудование которого бюджет потратил 180 млн рублей. Видимо поэтому, учитывая непростую экономическую и кадровую ситуацию, управление решило воспользоваться уже имеющимися ресурсами, чтобы обеспечить новый пост штатом таможенников.

«В связи с началом производственной деятельности резидентами ОЭЗ СЗТУ было инициировано предложение о перемещении в ОЭЗ и соответствующей специализации одного из существующих таможенных постов. При этом в регионе деятельности Выборгской таможни созданы и функционируют 5 таможенно-­логистических терминалов, обладающих достаточными складскими мощностями для обработки большей части ввозимых грузов», - дали официальное разъяснение в управлении.

Также руководитель управления обратил наше внимание на то, что изменение местонахождения Белоостровского поста, пока что размещенного на территории СВХ «Северные ворота», не станет препятствием для дальнейшей работы последнего.

Ожидается, что переподчинение произойдет без изменения штатной численности постов. Однако над окончательным комплектованием персоналом СЗТУ пока ещё работает совместно с кадровыми подразделениями Балтийской и Санкт-Петербургской таможен. «Предполагается, что большая часть должностных лиц продолжит службу на замещаемых ими должностях в Санкт-Петербургской таможне, а отдельным должностным лицам с учётом их квалификации и опыта будут предложены должности в Балтийской и иных таможнях СЗТУ», - сообщили в руководстве ведомства.

По неофициальной же информации, начальники постов, например, совсем не уверены в том, что с переподчинением их не захотят сменить на других. «Руководство нервничает, постоянно возникают и затухают очередные слухи, в которых фигурируют то одни фамилии, то другие. Ощущение, что оно само не знает, удержится ли. Мы уже даже устали гадать и обсуждать это, поживём – увидим», - поделился с нами наш источник в Балтийской таможне.

О том, как часто Северо-Западное управление проводит в своих интересах мероприятия по переподчинению, сокращению, перераспределению таможенных постов, в том числе, Янинского, Парголовского и Пушкинского, мы писали ещё год назад. Очередные же организационные мероприятия, упомянутые в приказе ФТС России от 12 июля 2015 № 1466, будут проведены 1 октября 2015 года.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...