Экономика

Есть ли жизнь в «изолированном» Крыму

В российском Крыму населению жить непросто: цены на многие товары практически равны московским, в то время как зарплаты несоразмерно меньше столичных. Инфляция на полуострове бьет рекорды: за 2014 год она составила 42,5%, а в I квартале этого года – ещё почти 14%. Товары приходят с материка, увеличиваясь в стоимости на Керченской переправе в разы, или из Украины. В довесок к этому крымские порты забракованы большинством стран – грузооборота нет, как и работы, крымчанам закрыт доступ к ряду интернет-приложений и платежной системе PayPal, а автомобили, номера которых изменены с украинских на российские, в Украине конфискуются. Но при всём этом, в большинстве своём, крымчане не жалеют, что стали россиянами.

− А у меня папа из Москвы пригнал сюда «Тойоту Короллу» 2000-го года – там купил за 175 тысяч, а здесь продал за 285, − хвастает продавщице шавермы мальчишка лет четырнадцати. – А где у вас сын учится?
− В кадетском корпусе. Он будет создавать биологическое оружие, чтобы России никто из врагов был не страшен, − отвечает она.

О ценах

Недорого в Крыму стоят только фрукты, и то, местные говорят, что большинство из них – привозные. Неприятные ощущения вызвала покупка маленького тюбика зубной пасты известной марки, который стоил 100 рублей. Тут же продаются другие средства гигиены, а также крема, парфюмерия и подобные товары.
− Почему так дорого? – без тени раздражения спрашиваю я продавца в одном из магазинов рядом с набережной в Алуште.
− Ну… город курортный, да и привозят всё с материка. У нас свое – только хлеб да молоко. Я вот здесь ничего себе не могу позволить на свою зарплату, − рассказывает женщина.
− В  Питере или Москве на Geometria платят по пять тысяч за два часа работы, а здесь – всего тысячу, − жалуется фотограф, снимающий Второй Крымский транспортный форум. Как его зовут – так и не узнала, узнала лишь, что учится на физика и живет в Симферополе.
− Ну, в Петербурге, например, и троллейбус стоит не семь рублей, а двадцать восемь. Или вот жилье: сколько у вас стоит снять? – спрашиваю.
− «Однушку» − за 10-12 тысяч можно.
− В Питере и комнату за эти деньги найти – большая удача, − отмечаю я. Мой собеседник соглашается, что доходы и траты – примерно пропорциональны.

P1120926

Балкон дома в Ялте

Впрочем, как и все, крымчане выкручиваются, как могут, и изыскивают пути подзаработать. В каждом крупном городе Крыма есть автовокзал, на который прибывают пригородные автобусы и развозят пассажиров по полуострову. Билеты можно приобрести только в кассах автовокзала: в них указывается даже номера автобуса.

На ялтинском автовокзале очередь в кассы была эпичная, и двигалась она с черепашьей скоростью, открытие дополнительной кассы в окне «справочная» не особо спасло ситуацию. Я торопилась, так что побежала к водителю с вопросом, довезёт ли он меня до Алушты.

− Видишь шлагбаум? Вот за него выйди, перейди через дорогу и там стой на углу. Там уже ждет женщина в черном, полненькая такая, я остановлюсь, вас подберу, − говорит водитель. Я так и делаю, подсаживаюсь к нему за пределами территории автовокзала, отдаю 50 рублей и еду в Алушту. Вместе со мной так садятся еще человека три.

Об изоляции

Как известно, санкциями в Крыму отозвалось отключение местных от AppStore, PlayMarket, PayPal, а также отсутствие Visa и MasterCard. Карты последней системы, однако, уже начали выдавать в некоторых крымских банках после того, как процессинг был переведен в НСПК. Работа Visa в Крыму должна возобновиться до конца года.

− Ну, некоторые ограничения можно обойти. Например, приложения через торренты можно скачать. Вместо PayPal пользуемся Qiwi, да и карты начинают выдавать, − рассказывает мой безымянный фотограф.

Интересно, что когда я, находясь в Алуште, обращалась к Google-картам, названия улиц этого городка были подписаны на украинском языке. Вне Крыма названия на карте полуострова русифицированы.

IMG 7325

Корабли Черноморского флота в Севастополе

Прямого сообщения между Украиной и Крымом теперь нет: на автобусе можно доехать до границы, перейти её пешком и на украинской стороне сесть в другой автобус. Но вот ехать на собственном автомобиле в Украину крымчанам опасно.

− Друзья рассказывают, что из-за смены номеров на российские в Украине автомобили числятся как угнанные. Поэтому их там конфискуют, − рассказал мне Анатолий, член оргкомитета на форуме, отвечающий за техническое обеспечение.

Проблема действительно существует, однако российская сторона её разрешить не в силах.

− Этим вопросом занимается ГИБДД, − ответил мне министр транспорта Крыма Андрей Безсалов. – Есть общественный совет при ГИБДД, в котором участвует наш сотрудник, на этом наша компетенция заканчивается. Это действительно для нас проблема, потому что мы не знаем даже, сколько этого транспорта в республике. Перерегистрацией занимается ГИБДД, они нам дают данные по обращениям крымчан, но как обстоят дела на самом деле – мы не знаем.

Так что на своём авто крымчанам, поменявшим номера с украинских на российские, в Украину лучше не соваться. Хотя продуктовые рейды через границу местные жители устраивают часто: дешевле везти самим, чем перекупать у магазинов.

За год в Крыму всё-таки кое-что поменялось. И хоть дороги в республике по-прежнему убитые, а на обшарпанные хрущевки и более старые дома больно смотреть, на маршрутах появились современные троллейбусы, а единственные на полуострове воздушные ворота перестали напоминать сарайчик – старый терминал отремонтировали и вдобавок построили новый. Вложений на развитие Крыма потребуется ещё не на один десяток миллиардов, а вот что будет со внешней стороны – покажет время. Хотелось бы, чтобы судьба Крыма не напоминала судьбу непризнанного миром и изолированного Приднестровья. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы