Экономика

Госкормушка для «своих»

Накануне ПМЭФ в рамках Российского форума малого и среднего предпринимательства представители бизнеса пожаловались на трудности при получении госзаказов и рассказали, какие механизмы используют госкомпании и госструктуры, чтобы протолкнуть к государственным закупкам своих исполнителей.

Согласно закону, доля малого и среднего бизнеса в закупках для государственной системы должна составлять не менее 15%, что в денежном эквиваленте составляет около 800 миллиардов рублей в год. Доля МСП в закупках для госкомпаний еще выше - 18%: по оценкам экспертов, это порядка 3 триллионов рублей в год. В условиях кризиса, когда спрос на продукцию катастрофически падает, получение госзаказа для компании – как золотая жила. Однако доступ к этой антикризисной сокровищнице имеют не все.

Самое лучшее – «детям»

По словам, руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Антона Гетта, закон на практике не работает: как правило, госзаказы через серые «схемы» попадают только к дружественным компаниям.

- Мы вместе с экспертным сообществом считаем, что пока, к сожалению, это только декларации. Как проверить, сколько на самом деле малый бизнес поставил товаров и услуг для государства? На этот вопрос нам пока никто ответить не может. Такого учета просто нет. Сегодня тех, кто сочтет нужным поставить галочку, что он малый бизнес, тех и посчитают. И это дает некие возможности госкомпаниям отчитываться, что они закупили у малого бизнеса. А на самом деле это все те же «дочки» госкомпаний, их подразделения, - отметил он во время своего выступления.

Forum Malyi 1

Активисты «За честные закупки» даже создали «серую» книгу, где в юмористической форме на примере котиков рассказывают о различных схемах, которые используются при осуществлении госзаказов. К примеру, схема номер шесть – когда в документации к закупке указываются такие технические подробности, которые делают возможным покупку товара или услуги только у конкретной компании.

- Сегодня один из коллег рассказывал про поставку кормов для животных: конкурсное задание прописывается настолько подробно, что чуть ли не размер гранулы имеет значение, для чего – непонятно. Поставщики шутили, может, это для того, чтобы в ноздрю собаки не попадала гранула, - привел наглядный пример из жизни Антон Гетта.

Другие схемы не менее изощренные. К примеру, можно провести конкурс дважды. В этом случае на первом этапе выясняются все конкуренты, при этом «своя» компания побеждает за счет неимоверно низкой цены. Далее договор расторгается, дружественная компания договаривается с конкурентами о том, чтобы они за определенное вознаграждение не участвовали в конкурсе. После чего во втором тендере заключается контракт по повышенной цене, включающей затраты на конкурентов. Есть и более простые варианты по избавлению от конкурентов: к примеру, можно написать техническое задание так, чтобы никто не понял, что там написано, кроме «своих», либо специально внести в документацию ошибки, либо установить различные барьеры для подачи документов на участие в конкрусах - ограничить пропуск в помещение, отправить на больничный сотрудника, принимающего документы, и так далее. Всего в книге активистов описывается 28 «серых» схем, но это, к сожалению, не предел.

«Отшивалово» и «сказочные заказы»

Предприниматели, приглашенные в качестве экспертов на форум, тоже делились примерами из своей практики.

- Первая проблема, которую мы видим, это укрупнение заявок: когда заказ на 100 миллионов, а укрупняется до миллиарда, до полутора миллиардов рублей. После этого компании, как наша, автоматически теряют возможность участия, потому что, чтобы выполнить такой проект, нужно иметь другие финансовые возможности. Вторая проблема - так называемые «сказочные заявки»: иногда, к примеру, просят за три дня поставить электростанцию мощность в 20 мегаватт, которую нужно смонтировать и подключить к сети, такое тоже было. Еще одна проблема – «отшивалово», когда под совершенно сказочным предлогом вас отшивают: и пока вы думаете, куда бы вам обратиться за справедливостью, поезд уже ушел, - рассказал генеральный директор ЗАО «Далгакыран-М» Николай Дунаев.

Forum Malyi 2

По мнению предпринимателя, для постоянных госзакупок нужно прописать четкие стандарты, а для разовых – создать общественный совет, куда можно будет прийти с жалобой в случае, если госзаказчик пропишет какие-нибудь сомнительные требования к продукту. Николай Дунаев также согласился с тем, что необходима отчетность со стороны государства и госкомпаний.

- Комитет по транспорту недавно организовал встречу с Якуниным в Общественной палате. То, что касается нас, предпринимателей, - по закупкам, по взаимоотношениям с такой достаточно закрытой структурой, как РЖД - не обсудили, зато в презентации: «Мы 25% закупаем у малого бизнеса». Где вы это покупаете? Покажите. Допустим, есть 1-2%, но все остальное - это ваши структуры, это «дочки», которых вы сами создали. К слову, мне предлагали за 30 миллионов купить фирму, которая делает пакетики для упаковки белья, которое используется в купейных вагонах и СВ. 30 миллионов – только за то, что у этой фирмы твердый трехлетний контракт с железной дорогой, -  добавил участник форума.

Как отметил в комментарии ПРОВЭДу Антон Гетта, отчасти проблему с госзакупками поможет решить реестр малого и среднего бизнеса России, который правительство планирует составить к 1 октября текущего года.

- Как минимум это даст понимание того, кто сегодня выигрывает конкурсы на госзаказы, а также кем заполняется квота в 18% от госкомпаний. Если будет создан федеральный реестр, то будет понятно, это малый бизнес или нет, - добавил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки».

А пока можно только догадываться, какова доля субъектов малого и среднего предпринимательства в осуществлении государственных заказов: по словам Антона Гетта, эта доля в десятки раз меньше того, что могло бы быть.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы