Таможня

Новогодний «подарок» от ФТС бизнесу: технический сбой или некомпетентность?

В своих предыдущих статьях ПРОВЭД уже неоднократно критиковал уровень и качество автоматизации программно-технического комплекса, применяемого в области СУР. Казалось бы, автоматизация СУР - это сугубо технический вопрос внутриведомственной компетенции, и он никак не должен волновать бизнес. Но, как оказалось, программно-технические ошибки автоматизации СУР самым непосредственным образом приводят к дополнительным издержкам бизнеса, вызванным затягиванием оформления грузов, простоями и т.д.

 

Очередной новогодний подарок преподнесла ФТС России всем участникам ВЭД в виде технического сбоя в работе программных средств в составе системы таможенного оформления «АИСТ-М». На основании письма ФТС России от 24.12.2014 № 22-42/63388 «О выявлении рисков при временном хранении» (имеется в распоряжении редакции) УРиОК совместно с ЦИТТУ и ГУИТ выгрузили для использования в таможенных органах новый сервис выявления рисков для использования вместе с АИС «АИСТ-М» в модуле «Учет и контроль товаров на временном хранении». Назначение данного сервиса заключается в выявлении рисков в автоматическом режиме в соответствии с утвержденными профилями рисков при помещении товаров на временное хранение. Но это, как говорится, в теории, а на практике произошло следующее.

23.12.2014 технические подразделения таможенных органов получили файл-рассылку обновления модуля «Учет и контроль товаров на временном хранении» в составе АИС «АИСТ-М». После обновления указанного модуля произошёл сбой в работе системы таможенного оформления «АИСТ-М» во всех таможенных органах, и только через три рабочих дня его удалось локализовать до региона деятельности Центрального таможенного управления. Этот сбой фактически парализовал работу таможенных органов в части регистрации, проверки и выпуска ДТ.

Казалось бы, можно радоваться: «купированная» до уровня ЦТУ техническая проблема должна успокоить бизнес, однако в регионе деятельности ЦТУ новогодней радости ни у кого нет. Теперь в ЦТУ следующий этап борьбы с техническим бардаком – в системе таможенного оформления в огромном количестве начали выявляться автоматические профили рисков на каждую поданную импортную ДТ (на которую по своим индикаторам рисков они не должны выявляться). В результате бедные инспектора на постах вынуждены «закрывать» огромное количество ПР, возлагая на себя ответственность за безответственность ФТС. По мнению бизнеса и должностных лиц таможенных постов ЦТУ, от очередной попытки ФТС с «наскока» устранить глобальный технический сбой в программном обеспечении СУР стало еще хуже.

Таким образом, новый софт с рисками «убил все». Теперь, для того чтобы совершить одну операцию в рамках общего процесса регистрации ДТ и ее выпуска, инспектору приходится по нескольку раз (порой до тридцати) нажимать на одну «виртуальную» кнопку, переходя потом к следующей операции и так далее.

То есть перед новогодними праздниками у участников ВЭД (причем у всех категорий: и у крупного бизнеса уровня автопроизводителей, и у «мелких» субъектов ВЭД) «зависли» декларации, и простаивают грузы в ЗТК (СВХ, ЖД станциях и т.д.).

Кто понесёт ответственность за эту оплошность? Разработчики программных средств, которые подготовили некачественное обновление системы таможенного оформления? Должностные ЦИТТУ и ГУИТ, не обеспечившие должное предварительное тестирование программных средств перед из запуском в «боевое» применение?

Возможно, вопросы стоит ставить более основательно?

Почему обновление нужно было устанавливать в системе таможенного оформления именно сейчас, в конце декабря – на пике внешнеторгового товарооборота? Ведь можно было запустить это обновление в условиях «мёртвого» января, который в наступающем году будет ещё более «мёртвым», чем обычно.

Почему столь важное обновление не было тщательно обкатано на пилотной зоне, где бы выявились все ошибки и недоработки? У ФТС есть для этого, например, знаменитый «образцово-показательный» Каширский пост МОТ.

Возможно, причина кроется в стремлении всеми путями «закрыть» контракт с разработчиками и провести платежи до конца года.

Как бы там ни было, результат налицо, и нет сомнений, что никто из реально ответственных за него должностных лиц ФТС и ЦИТТУ эту самую ответственность не понесёт. Поскольку, по-прежнему, в России не таможня существует для бизнеса, а наоборот. И такие «мелкие» проблемы бизнеса «кассиров» из таможни совершенно не интересуют,  покуда речь не зайдёт об интересе их собственного кармана.

Низкий уровень автоматизации в ФТС России связан в том числе и с тем, что на площадке ФТС работают «полуподвальные IT конторы» (так называемые разработчики таможенных программных средств), и последние коррупционные скандалы это подтверждают (возьмите хотя бы громкое дело «Шашаева и Ко»). Всем наплевать, как будет работать новый софт; главная задача – распилить деньги в виде откатов.

Также немалую роль в возникновении таких ситуаций играет необходимость срочного «освоения» денег в конце отчетного периода (календарного года). Иначе бюджет на следующий год не выделят, поэтому под конец года таможенные органы «вываливают» сырые обновления, лишь бы любой ценой закрыть контракт.

За весь этот беспорядок вынужден расплачиваться бизнес, и когда платит налоги, из которых формируются госбюджеты, растрачиваемые на такого рода «автоматизацию», и когда из-за подобных сбоев простаивают грузы, увеличивая затраты на логистику и заставляя поднимать цены для конечного потребителя товара.

Удивляет только одно: почему никто из крупного бизнеса в судебном порядке не взыскал с ФТС свои финансовые потери (убытки), связанные с техническими ошибками в работе программных средств по вине ФТС России и ее должностных лиц.

Резюмируя, отметим, что в настоящее время почти ежедневно происходят мелкие сбои в работе программных средств, используемых для целей СУР. Любой сбой программного средства приводит к увеличению сроков выпуска товаров и, соответственно, дополнительным расходам для участников ВЭД (простои товара на СВХ, необходимость дополнительной оплаты услуг перевозчика из-за простоя и пр.).

В очередной раз обращаем внимание на необходимость четкой регламентации порядка действий и ответственности должностных лиц ФТС России в случае некорректной работы специализированных программных средств, используемых для целей СУР. Напоминаем, что в проекте Положения о системе управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, который как раз сейчас проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, отсутствуют подобные нормы («Провэд» подробно описывал качество этого документа в недавней статье).

Правовая регламентация указанных случаев обязательна – участник ВЭД не должен «страдать» и нести дополнительные расходы из-за несовершенства программного обеспечения таможенных органов и ошибок отдельных должностных лиц ФТС России.

По нашему мнению, нормативно закреплённый (и утвержденный в Минюсте) порядок действий и ответственность в случае некорректной работы специализированных программных средств, используемых для целей СУР, позволит хоть как-то застраховать бизнес от программно-технических сбоев и проблем таможенных органов, которые стали нормой жизни.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы