Новости

Саботаж на высшем уровне

Мероприятия дорожной карты по совершенствованию таможенного администрирования нуждаются в выполнении, а таможня прячется от бизнеса...

Как заставить таможню исполнить поручения Президента и ПравительстваНа текущей  неделе в Агентстве стратегических инициатив прошло очередное заседание рабочей группы по мониторингу реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Председательствовал на заседании руководитель рабочей группы, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Виталий Сурвилло. 

 


Участники обсудили итоги реализации пунктов дорожной карты, срок исполнения которых наступил в сентябре. Также рабочая группа рассмотрела предложения, поступившие от экспертного сообщества, об изменении мероприятий дорожной карты, их редакции, либо исключении из карты.

 

Так министерство промышленности и торговли РФ предложило скорректировать или исключить пункт  17А из карты.  Этот пункт предусматривал сокращение до 15 дней сроков подготовки документов, необходимых для перемещения товаров через границу Таможенного союза. Срок реализации – январь 2014 года. Дело в том, что в соответствии с законодательством Таможенного союза, министерство выдает лицензии на импорт, экспорт товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения в торговле с третьими странами,  по перечню в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявителем документов, а по отдельным категориям товаров – в более короткие сроки (2.21 – от 1 до 3 дней; 2.27 – 5 дней; 2.28 – до 10 дней).

Следует акцентировать внимание на том, что по некоторым товарам министерство промышленности и торговли выдает лицензии самостоятельно, а по некоторым – на основании предоставленного заявителем разрешительного документа того или иного федерального органа исполнительной власти. Впоследствии содержание документа переносится на бланк Министерства. В итоге, 15-дневные сроки получения заявителями лицензии не решают проблемы. Потому что на получение лицами разрешительных  документов в различных федеральных органах исполнительной власти может уходить гораздо больше времени.

Модератор заседания, член рабочей группы Галина Баландина  призвала к поиску взаимоприемлемого разрешения проблемы по сокращению сроков выдачи федеральными органами власти разрешительных документов по тем товарам, где это возможно, и предложила назначить минпромторг в качестве организующего и координирующего органа, так как АСИ не может вести переговоры со всеми федеральными органами исполнительной власти.

Представитель Минпромторга Ольга Колесникова пояснила, что существующая практика обусловлена требованиями национального законодательства РФ, выражающимися в необходимости получения лицами разрешительных документов, необходимых для ввоза товаров в РФ, а министерство выдает лицензии на право экспорта и импорта, отсюда разные функции Министерства и ведомств. Например, наркотические вещества, СДВ, психотропные вещества, прекурсоры, озоноразрушающие вещества, опасные отходы – это группы товаров, по которым выдаче лицензии предшествует получение заявителем различных видов разрешительных документов в таких органах как ФСБ, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Росздравнадзор, а у каждой из этих организаций свои сроки выдачи разрешений, обусловлено это объективными причинами типа необходимости проведения экспертиз. Так, у ФСБ есть право решать вопрос о выдаче-невыдаче необходимого документа в течение 75 дней.

При такой ситуации министерство не видит себя в качестве ответственного органа, поскольку в соответствии с 210-ФЗ административные регламенты, регламентирующие вопросы предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг по выдаче разрешительных документов разработаны. Минэкономразвития провело оценку регулирующего воздействия, никаких предложений по корректировке сроков не было.

В итоге рабочая группа пришла к решению, что необходимо внести изменение в пункт 17А дорожной карты, включив федеральные органы исполнительной власти в качестве соисполнителей, предоставляющих услуги по выдаче разрешений. Также АСИ намерено инициировать работу по внесению изменений в нормативные акты РФ, регламентирующие порядок выдачи федеральными органами исполнительной власти разрешительных документов, в части сокращения сроков и скорректировать сроки в административных регламентах.

На решение этой проблемы время есть. Однако не значит, что она будет решена. Вполне может получиться также, как с пунктом 11 этой же дорожной карты. Он предусматривал сокращение сроков нахождения грузов в морских портах до окончания времени, необходимого для разгрузки морского судна (перевалки грузов на другой вид транспорта). Должны были сократить до сентября 2012 года. Не вышло.

Один из ответственных за исполнение пункта – Министерство транспорта, позиция его такова, что оно, министерство, не может сильно повлиять на сокращение сроков хранения товаров в порту, поскольку порты заинтересованы в хранении товаров, комиссионное оформление судов отменено, на судно восходят только пограничники для проверки паспортно-визового режима, что не является проверкой комиссии.

Галина Баландина привела в пример практику оперативной обработки грузов в портах Сингапура. Она назвала проблемы портов: отсутствие электронного документооборота, несовпадение форматов представления данных, отсутствие единого окна для всех контролирующих органов. К недостаткам она почему-то отнесла присутствие  частного бизнеса в портах, предоставляющего различные платные услуги (перегрузка, поставка товаров для досмотра и т.п.). Представитель Минтранса пояснила, что частный бизнес в портах – это стивидорные компании, агенты, докеры, возможно таможенные представители.

Похоже, что реальных причин задержки грузов в портах никто не знал, поскольку исследований не проводил. Зацепились за бесспорную проблему,  пограничники ходят на судна в 100% случаях. Это сильно замедляет процедуры. Подняли вопрос о том, можно ли отказаться от 100% случаев без ущерба для государства и для сокращения времени ожидания судном пограничников.

Росграница считает пункт невыполнимым. Объяснял представитель пограничников это необходимостью «взять паспорт в руки».  Причин ожидания судном прибытия на него пограничников – море. Там и погодные условия, отсутствие кадров, например, в Тамани нет пограничной бригады, поэтому она следует из Новороссийска и т.п.

Рабочая группа решила собирать предложения по улучшению ситуации в портах. Это верный знак, что гружёным судам ещё долго колыхаться в волнах ожиданий.

Не выполнен пункт 39 карты. В нём было заложено определение порядка создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, предусматривающего проведение предварительных консультаций с общественными объединениями предпринимателей, коллегиальное рассмотрение с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и уведомление участников внешнеэкономической деятельности о принятом решении не менее чем за 3 месяца до его вступления в силу.

Исполнителями значатся ФТС, Минэкономразвития и ФАС. Обсуждая проблему, Виталий Сурвило сказал, что постановление правительства «Об утверждении Правил создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов» не отвечает интересам бизнеса, поскольку выводит за рамками консультаций порядок реорганизации таможен и таможенных постов.

Представитель Министерства экономического развития Константин Евстюхин заявил о готовности ждать письмо АСИ с позицией по выполнению данного пункта, возможно, на его основе подготовят  доклад для Правительства РФ.

Что по этому пункту подумали представители ФТС – первой в списке ответственных исполнителей – никто не узнал. Не потому, что там вообще не думают, просто на заседание рабочей группы от службы никто не явился. Это же стало причиной решения оставить без обсуждения исполнение пунктов  3 и 4 дорожной карты. Они относятся к использованию в работе таможни предварительной информации о товарах.

Предложение ФТС по разработке и утверждению единого административного регламента по реализации государственных функций (услуг) по выдаче единого разрешительного документа, было оспорено в ходе обсуждения пункта 17 д министерством экономического развития РФ. Оно отвечает за исполнение этого пункта, а разработка административных регламентов в соответствии с постановлением Правительства РФ № 373 относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, которые предоставляют  услугу, и это выходит за пределы полномочий данного министерства. В связи с этим была высказана необходимость скорректировать п. 17д. в части сроков (пока значится январь 2012 г.) и ответственного исполнителя.

Обсудить данный пункт решили через неделю с приглашением представителей ФТС России. Тупиковость ситуации налицо. Карты в отдельных пунктах не исполняются, собираются обсуждать проблемы и причины – исполнители не являются. Саботаж на высшем уровне.

Материалы по теме:

 

Правительство узнает об исполнении таможней поручения президента

 

ФТС имитирует исполнение дорожной карты

ФТС дали новый срок

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...