Аналитика

Зачем Бельянинов создает "кавалерию ФТС"?

На прошлой неделе руководитель ФТС России Андрей Бельянинов,  между прочим, обмолвился о формировании таможенных мобильных групп для борьбы с реэкспортом товаров, ввоз которых был ранее запрещен в рамках российских санкций - своего рода "легкой кавалерии". Как сообщил руководитель ведомства, соответствующее предложение ФТС внесла в правительство и в такие заинтересованные органы исполнительной власти, как МВД, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, погранслужбу ФСБ. По словам  Бельянинова, такие группы будут созданы для осуществления контроля в местах, приближенных к госгранице России с Белоруссией и Казахстаном. Давайте наведём резкость и рассмотрим эту идею в деталях...

Тенденция переноса основных функций таможенного контроля на контроль после выпуска просматривается достаточно давно: уже ТК ТС существенно расширил возможности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров, увеличив, например, срок постконтроля до трёх лет, расширив перечень лиц, в отношении которых проводится такой контроль, а в 2012 году создав Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров. В 2013 году ФТС России была утверждена и новая Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года, о чём ПРОВЭД уже публиковал свой материал. В теории, перенос таможенного контроля на этап после выпуска позволяет снизить уровень контроля на этапе декларирования и минимизировать время прохождения таможенных формальностей. Создание мобильных групп, видимо, ещё один шаг на этом пути.

Поэтому и благая цель, которую декларирует ФТС, запуская этот проект, заключается в повышении эффективности контроля после выпуска товаров. Эффективность, по замыслу авторов, будет обеспечиваться в том числе и тем, что в состав мобильных групп предполагается включить должностных лиц нескольких подразделений: подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, функциональных подразделений таможни, правоохранительного блока и досмотровых отделов и даже специалистов других ведомств (разумеется, при условии достижения соответствующих договорённостей) – то есть нечто среднее между тем, что по-английски называется «think-tank» (мозговой центр), и группами быстрого реагирования. На сегодняшний день нет ясности в отношении порядка формирования таких групп, но есть все основания полагать, что ответственными за их формирование и согласование с руководством будет подразделение таможенного контроля после выпуска товаров таможенного органа, в зоне деятельности которого будет работать данная группа. В случае же формирования межведомственных мобильных групп (а в приказе ФТС России от 06.07.2012 № 1373 содержится положение о том, что для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других государственных контролирующих органов в порядке, определяемом законодательством, а также межведомственными и иными нормативными правовыми актами), порядок их формирования и функционирования будет прописан в соответствующих документах.

Надо отметить, что в государствах наших товарищей по Таможенному союзу подобные мобильные группы (в том числе, межведомственные) уже функционируют и проводят в рамках особых мероприятий проверки товаров Таможенного союза, не находящихся под таможенным контролем. Костяк таких групп составляют сотрудники оперативных отделов, отделов по борьбе с уголовными преступлениями и административными правонарушениями таможенных органов, а также сотрудники органов внутренних дел. Очевидно, по их образу и подобию планируется создать мобильные группы и в структуре ФТС.

Кстати говоря, мобильные группы Беларуси, например, успели уже себя проявить и в работе с российскими санкциями. По словам председателя Государственного таможенного комитета Беларуси, в связи с введением санкций со стороны России нагрузка на белорусских таможенников серьезно выросла: «Сейчас мы ввели силы, средства, мобильные группы на границе. Но все это оправдано. Мы помогаем друг другу».

Как стало известно ПРОВЭД, ФТС уже в настоящее время в качестве пилотного проекта планирует создать такие мобильные группы в постоянных зонах таможенного контроля (ПЗТК) в морских портах Северо-Западного, Дальневосточного и Южного таможенных управлений.

Деятельность мобильных групп будет основываться на нормативных актах, регламентирующих порядок осуществления контроля после выпуска товаров. А значит, проводимые ими мероприятия будут подпадать под действие положений таможенного законодательства о таможенных проверках, которые являются одной из форм таможенного контроля. При этом согласно приказу ФТС России от 06.07.2012 № 1373 при проведении таможенной проверки могут быть использовать и иные формы таможенного контроля, в том числе, таможенные осмотры и досмотры, – естественно, с учётом статьи 94 ТК ТС, которая гласит, что одним из принципов таможенного контроля является принцип выборочности и ограничивается он только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Вот только определение критериев достаточности остаётся, как бы язвительно это ни звучало, на совести должностных лиц таможенных органов.

Да, в той же 94 статье указано на то, что при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). Однако при анализе приказов ФТС становится очевидным, что СУР – не единственное основание для инициирования проверки, выбора форм и объектов таможенного контроля на этапе после выпуска товаров. Так, приказом ФТС России от 06.07.2012 № 1372 установлено, что в рамках аналитической работы для функциональных подразделения таможенных органов (таких, как, например, подразделения контроля таможенной стоимости, торговых ограничений и экспортного контроля, товарной номенклатуры и страны происхождения товаров) СУР – лишь один из инструментов для выявления нарушений таможенного законодательства. Этим же приказом предусмотрено, что в целях выбора объектов контроля после выпуска товаров анализ информации, содержащейся в документах, представленных при декларировании, проводится и по направлению организации и применения системы управления рисками. То есть сама СУР может быть своего рода объектом постконтроля. Кроме того, существует Приказ ФТС РФ от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств». В нём прописано, что такая проверка проводится на основании:

1) поручения вышестоящего таможенного органа;

2) материалов (информации), поступивших из правоохранительных и иных контролирующих органов, а также из компетентных органов иностранных государств, международных организаций, содержащих данные, указывающие на вероятность нарушений законодательства Российской Федерации, меры по пресечению которых отнесены к компетенции таможенных органов;

3) указаний о применении соответствующих мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;

4) результатов проведенного анализа, свидетельствующего о возможных нарушениях таможенного законодательства, в том числе с использованием СУР:

а) информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа;

б) материалов, информации, поступивших из других таможенных органов;

в) сообщений СМИ, а также сообщений и заявлений российских и иностранных юридических и физических лиц.

Таким образом, любые подозрения таможенного органа (в том числе и основанные на скрытых мотивах должностных лиц, но замаскированные под вышеуказанные основания), будучи надлежащим образом оформленными, могут быть использованы в качестве повода для проверки.

Чем же обернётся деятельность "мобильных групп" для импортёров, перевозчиков, участников ВЭД? Так как проводимые ими в ПЗТК проверки будут по своей сути камеральными (т.е. проводиться будут по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу), то их осуществление не ограничено периодичностью проведения. Как говорится, «Для вас чревато – это минус, для нас возможность – это плюс».

Плюс для таможенников заключается в возможности проведении проверочных мероприятий не спустя какое-то время, когда груз уже уехал и следы его остыли, а непосредственно и сразу в зоне таможенного контроля. Вот только вопрос: какой смысл проводить проверку после выпуска, если это можно сделать до?

Ещё один плюс, как мы видим, в оперативности, полной непредсказуемости и прочих возможностях мобильных групп, которые превзойдут даже возможности системы управления рисками. При этом собственные риски импортёров, участников ВЭД, перевозчиков увеличиваются весьма существенно. Кто будет контролировать законность и обоснованность действий мобильных групп? Будет ли на должностных лиц, включённых в их состав, возложена особая ответственность за свои действия при таких фактически безграничных полномочиях? «Конечно да», ответят таможенники, ведь, как гласит закон, «за неправомерные действия (бездействие) при проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством». «Конечно, нет», – ответят участники ВЭД, ведь при существующем уровне коррупции в таможенных органах сложно даже предположить, насколько велика окажется взяткоёмкость мобильных групп: в «правильном» решении вопроса будут заинтересован целый ряд подразделений и даже ведомств.

Таможенник с большой дороги

Казалось бы, на этом можно и закончить обзор темы, но ведь на самом деле данный вопрос рассматривался ФТС ещё до введения санкций – и у таможенного ведомства есть куда более далеко идущие планы и намерения в части функционирования таможенных мобильных групп. По имеющейся информации, ФТС "продавливает" вопрос внесения изменений в статью 21 Федерального закона о таможенном регулировании. В соответствии с данной статьёй таможенные органы пока самостоятельно могут останавливать автомобильные транспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля (ЗТК), созданных вдоль Государственной границы России. В иных местах остановка таких автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами. В планах же ФТС сделать закон аналогичным тому, что действует в Казахстане и Беларуси, где таможенники обладают полномочиями по самостоятельной остановке транспортных средств. Поэтому в случае, если пилотный проект под названием "мобильные группы" оправдает таможенные ожидания, то в будущем именно им будет предоставлено право останавливать вне ЗТК любые транспортные средства, подозреваемые в нарушении таможенных правил.

Также, говоря о перспективах, которые видит ФТС за деятельностью мобильных групп и изменением 21 статьи, можно предположить, что мобильные группы имеют все шансы перерасти в полномасштабную структурную ветку ФТС в виде специальных подразделений таможенной службы, основными задачами которых будет являться предупреждение, выявление и пресечение контрабанды, других преступлений и правонарушений, которые подведомственны таможенным органам, совершенных лицами вне зон таможенного контроля.

Более того, как стало известно ПРОВЭД, ФТС работает над вопросом создания в переходный период (то есть до внесения изменений в статью 21) временных зон таможенного контроля (ВЗТК) в стационарных контрольных пунктах взвешивания, которые используются для весового контроля автотранспортных средств.

 

Так как сейчас в соответствии с законом остановка автомобильных транспортных средств с целью таможенного контроля (в том числе, в форме таможенного досмотра) вне территории ЗТК ограничена двумя часами, смысл создания ВЗТК состоит в том, чтобы обойти это ограничение, а таможенники могли беспрепятственного осуществлять свои функции не только вдоль Государственной границы России и в пунктах пропуска через неё, но и на всей территории страны.

 

Справка ПРОВЭД: Стационарные контрольные пункты взвешивания – стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки. Правовые основы функционирования стационарных контрольных пунктов и порядок контроля в этих пунктах закреплены Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" и Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 № 1272 «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок». Контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации осуществляется должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

 

Да, закон разрешает создавать зоны таможенного контроля не только вдоль Государственной границы России и в пунктах пропуска через неё, но и в иных местах по решению начальника таможни (либо начальника таможенного поста, если речь идёт о ВЗТК), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются такие зоны. При этом ВЗТК создаётся на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций и ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для её создания, или по истечении срока её действия, указанного в решении таможенного органа о её создании. Но несмотря на то, что теоретически создание ВЗТК в стационарных контрольных пунктах взвешивания возможно, создать её реально можно только в тех контрольных пунктах, которые оказались в регионе деятельности какого-либо таможенного органа. Кроме того, остановка таких автомобильных транспортных средств всё равно будет осуществляться сотрудниками ГИБДД, а значит, потребуется разработка и согласование необходимых документов, в том числе, соглашения о сотрудничестве между ФТС и Ространснадзором и регламента взаимодействия таможенных органов и территориальных управлений Ространснадзора. Помимо этого необходим и документ, который будет определять порядок действий должностных лиц таможенных органов в случае выявления несоответствий при проведении весового контроля и принятия решения о необходимости проведения таможенного досмотра.

 

Кроме того, сохраняется проблематика касательно формирования и функционирования мобильных групп и соблюдения требований закона о проведении таможенных проверок, описанная в первой части этого материала.  

 

Поэтому, выполняя поручение руководства ФТС, чтобы подготовить реальную правовую почву и для работы мобильных групп, в том числе, межведомственных, и для создания ВЗТК на дорогах общего пользования, и для внесения изменений в федеральный закон, юристам Федеральной таможенной службы предстоит разработать внушительный объём предложений по кардинальному пересмотру всей законодательной базы в данной области. Остаётся надеяться, что общественность, в особенности профессионально заинтересованную,  ознакомят с этими предложениями до того, как таможенники вступят в конкурентную борьбу с ГИБДД за «интерес», встречая нас на дорогах полосатыми жезлами.  ПРОВЭД же, со своей стороны, обещает знакомить своих читателей с развитием этой темы по мере поступления информации.

 

Ну и в заключение нельзя не обратить внимания на то, что как минимум пять правовых актов ФТС России регулируют вопросы проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Это при том, что одним из основных коррупциогенных факторов является как раз излишнее, избыточное регулирование. В связи с этим не ясно, почему вместо упорядочения нормативного правового регулирования в данной области и создания единого нормативного правового акта, который регламентировал бы все вопросы, касающиеся проведения таможенного контроля после выпуска, таможенное ведомство продолжает возводить лабиринты из собственных приказов, инструкций, регламентов и даже писем. Или же наоборот, всё как раз предельно ясно?..

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы