Экономика

Госдума планирует заслушать главу ФТС Андрея Бельянинова

Парламентарии признали работу ведомства неудовлетворительной...

В Государственной Думе состоялось заседание Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков. Основной темой обсуждения стало законодательное и нормативно-правовое обеспечение исполнения Дорожной карты Правительства Российской Федерации "Совершенствование таможенного администрирования" В процессе дискуссии эксперты сошлись во мнении, что работа ведется, но однозначную оценку по выполненным мероприятиям давать крайне сложно. Зачастую, пункты дорожной карты, считающиеся выполненными, не несут кардинальных улучшений для бизнеса или, ввиду  ряда острых проблем, просто вынуждают участников ВЭД действовать по старым и не совсем удобным для них схемам. По традиции, множество критических стрел летело в адрес Федеральной Таможенной Службы (ФТС).

 

   На этот раз  общий посыл дискуссии  был таковым, что в складывающейся экономической и политической ситуации в России, особенно в свете последних событий, связанных с присоединением Крыма и возможных последствий этого, на ФТС ложится  огромная ответственность. Но по ряду  неизвестных причин, таможня не только не способствует ведению цивилизованной ВЭД, но и порой препятствует ей. Как отмечали эксперты, времени на раскачку сейчас нет. И те процессы и улучшения, упрощающие таможенное администрирование для бизнеса, которые реализуются годами, должны происходить намного быстрее и в то же время качественнее. Зависит это не только от ФТС, требуется координация всех возможных ресурсов : экспертного и бизнес сообщества, таможни и государственных органов.

   Вице-президент  Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», руководитель рабочей группы  АНО  АСИ  Виталий Сурвилло подробно рассказал о работе по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования». 

"К настоящему моменту  должно было быть выполнено 49 мероприятий по ДК и , казалось бы , можно вздохнуть с облегчением, т.к. на оставшийся 2014 год нужно выполнить  всего 5 мероприятий… Но  в то же время, необходимо оценить порядка 30 мероприятий и принять решение : работают они или нет ",  - сообщил Сурвилло

  Со слов руководителя рабочей группы, официально признано выполнение 31 пункта. Не исполнено 6 пунктов, но они не относятся непосредственно к ФТС, например,  такие, как 7-й пункт ДК , говорящий о том, что предварительная информация,  поступающая в таможенные органы , использовалась другими контролирующими органами , в том числе и при применении СУР. Не исполнен  19-й пункт ДК по разработке Минтрансом плана по улучшению ситуации в морских портах. Несколько мероприятий связаны с Россельхознадзором, в частности,  по переходу на электронные документы. Два не исполненных мероприятия связаны с Минпромторгом. Интересная ситуация складывается с пунктом № 69 ДК , где говорится о повышении социальных гарантий сотрудникам ФТС , в том числе и зарплаты. Предложения, подготовленные ФТС по этому вопросу,  были отклонены Минфином с аргументацией, что труд таможенников не отличается от труда других госслужащих. После этого ФТС приняла собственное решение - отказаться от этого мероприятия. По мнению Сурвилло, данный вопрос необходимо как-то решить "чтобы у таможенников не возникало соблазнов" ...

  Остальные пункты ДК находятся в процессе исполнения и  большинство из них в ближайшее время  должны быть реализованы. Ряд пунктов ДК,  со слов Виталия Сурвилло, хотя и считается официально исполненным, тем не менее, по прежнему,  вызывает неудовлетворенность бизнеса.

"Существует большая разница между принятыми решениями на уровне Федеральных органов исполнительной власти и применением,  выполнением этих решений на местах. Несмотря на то, что у нас с января принято обязательное электронное декларирование, практически со всех регионов страны  идет информация о том, что , как брали бумажные декларации , так и продолжают их требовать. Происходит это под тем или иным предлогом, а иногда - так и вовсе без всякого предлога. Есть нормативный акт об обязательном электронном декларировании, но на практике этого нет и не происходит", - заявил Сурвилло.

Еще один пункт ДК, введенный в действие 1 января текущего года  и  вызывающий нарекания со стороны бизнеса -  право на подачу декларации в удаленном режиме  независимо от местонахождения груза.

"Приходит информация с мест  о том, что если декларация подана подобным образом, груз с большой вероятностью, как минимум, подвергается серьезной проверке. Получается :  участники ВЭД будут сами избегать возможности удаленного декларирования. Выходит,  то , за что мы бьемся , не работает,"- отметил Виталий Сурвилло.

   Кирилл Кабанов - председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК), член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, в своем выступлении был достаточно категоричен. 

" Формулировка, что таможня что-то делает и не так все плохо, кажется,  является вечной. По переходу на полное электронное декларирование вопрос впервые был поставлен в 1998 году, но поверьте, он не решится и в ближайшее время, т.к. является одной из процедур, которая позволяет зарабатывать деньги. Сегодняшний бюджетный процесс и обстановка в стране не позволяет нам содержать коррупционный бизнес, об этом и говорит Президент. Бессмысленно проводить ту примитивную и беззубую процедуру на коррупциогенность, необходимо проводить нормальную процедуру,  демонстрирующую в полном объеме реальные коррупционные практики, которые вызываются принятием тех или иных нормативных, подзаконных актов и регламентов."

   Кабанов предложил  в рамках координационной  комиссии   создать рабочую группу, которая будет заниматься тем, что пропишет модель антикоррупционного бизнеса и его влияние на экономику. Сам борец с коррупцией готов активно помогать в этой работе.

" Мы радуемся, что не существует Росреестра, но все взрослые люди,  прекрасно понимаем, что эти функции теперь перешли другим людям, которые  фактически являются тем же  Росреестром",  - заявил он .

   Эксперт Марина Лякишева поделилась мнением , что объективная оценка того ,  насколько эффективно мероприятия ДК "Совершенствование таможенного администрирования" осуществляются на практике, связана с проблемным вопросом, который бизнес решить не может. В частности, как заявила эксперт, все мероприятия ДК не распространяются на рисковые поставки, а сколько рисковых поставок у таможенных органов - не известно. И реальному контролю и проверке не подлежит…

"Господин Голоскоков говорил, что 50% всех товарных позиций в ТНВЭД попадает под риски и мы понимаем, что если это так, то возможно, из товарных партий это может достигать 80%. Получается,  что наша дорожная карта распространяется только на 20% товара и , даже при учете того, что она будет идеально выполнена, существенных улучшений в совершенствовании таможенного администрирования бизнес не почувствует. А нужен ли нам процесс ради самого процесса? Если мы хотим достигнуть результата, необходимо через государственные контролирующие органы  отслеживать, как таможенная служба действует и как она применяет свою систему управления рисками, насколько это оправданно, эффективно и имеет ли реальный смысл. Этим не должен напрямую заниматься бизнес. Эту функцию должно выполнять либо правительство, либо внешний госаудит, как рекомендует Киотская конвенция, но применение СУР должно находиться под контролем государства"- сказала Марина  Лякишева.

    По завершении заседания   Координационный совет подвел некоторые общие итоги. Дорожная карта актуализирована, в том числе с учетом требований Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, дополнена новыми мероприятиями, уточнена по срокам исполнения и ответственным.

  Правительством Российской Федерации и депутатами Государственной Думы внесён ряд законопроектов, предусматривающих изменения в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации», направленных  на создание благоприятных и стабильных условий работы для участников внешнеэкономической деятельности, а также минимизации избыточного влияния государственных органов на рынок услуг, прежде всего , запрета деятельности в этой сфере организаций, аффилированных с ФТС России.

   На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект о внесении изменений в статьи 16.1 и 29 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», предусматривающий исключение неоднозначности описания диспозиций правонарушений и уточнение санкций, исходя из принципов их соразмерности и адекватности, совершённым правонарушениям и их последствиям (п.71 Дорожной карты).

 

  Фактическое состояние конкурентоспособности транспортной инфраструктуры РФ, использования её транзитного потенциала, уровень и эффективность государственного контроля за перемещением товаров и транспортных средств, в том числе таможенного администрирования за внешнеторговыми грузопотоками, нельзя признать удовлетворительными.

   Ряд федеральных органов исполнительной власти проявляет медлительность в исполнении мероприятий Дорожной карты, включая подготовку нормативно-правовых актов, призванных регулировать правоотношения в сфере внешнеторгового грузооборота и таможенного администрирования.

  Правительством Российской Федерации недостаточно эффективно организована работа по приведению законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела в соответствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенцией).

    По-прежнему  имеет место разобщенность в работе федеральных органов исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через  таможенную границу.

   Не создана система межведомственного электронного взаимодействия в целях обеспечения действия механизма «единого окна» в пунктах пропуска на таможенной границе. Недопустимым является отсутствие единообразия в правоприменительной практике государственного контроля и таможенного регулирования на территории страны.

   Как показал проведённый Координационным советом мониторинг процессов перемещения грузов и транспортных средств в морских пунктах пропуска, для оформления прибытия судна требуется предоставить государственным контролирующим органам от 44 документов в бумажном формате в Мурманском порту до 77 – в портах Тамани (в европейских портах 5-6 документов строго установленной формы и содержания).  Непроизводительные простои судов в российских портах в ожидании комиссии достигают: от 6 до 24 часов в морском порту Новороссийска, от 4 до 27 часов – в морском порту Тамани, от 1 до 7 часов в морском порту Калининграда.

    Подобная ситуация и на других направлениях государственного контроля за международным перемещением товаров и транспортных средств (на железнодорожных, автомобильных и авиационных пунктах пропуска).     

   В связи со складывающейся, не в полной мере благоприятной для ведения бизнеса ситуации Координационный совет по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков решил:

   Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. Активизировать и ускорить работу по реализации Дорожной карты в части подготовки и внесения в Государственную Думу проектов законодательных актов, направленных на упрощение таможенного и иных видов государственного контроля за международным перемещением товаров и транспортных средств.        

2. Активно привлекать к разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов депутатов Государственной Думы, представителей бизнес сообщества  и экспертов, имеющих практический опыт осуществления  внешнеэкономической деятельности.        

3. Особое внимание уделить реализации практических мер по улучшению координации процессуальных действий федеральных органов исполнительной власти, наделённых полномочиями государственного контроля за международным перемещением товаров и транспортных средств.  

4. Регулярно, не менее одного раза в год проводить всестороннюю         

общественную и экспертную оценку эффективности выполнения мероприятий Дорожной карты с внесением в неё соответствующих корректировок. При этом своевременно и в полной мере учитывать изменения в международном  таможенном законодательстве, в том числе в Таможенном кодексе Таможенного союза;     

5. Координационный совет принял решение обратиться к Комитету Государственной Думы по транспорту с предложением инициировать заслушивание в рамках Правительственного часа руководителя Федеральной таможенной службы о работе ведомства по исполнению Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» и иных мерах, направленных на упрощение и ускорение таможенных операций и таможенных процедур.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Мониторинг процессов перемещения грузов и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации в морских пунктах пропуска в условиях введения системы предварительного информирования и механизма «Единого окна»  

Материалы по теме:

ЕТН ВЭД - зона конфликта интересов бизнеса и таможни ...

Как работать с ТН ВЭД, обсуждали эксперты в Петербурге ...

ТН ВЭД - рычаг давления на бизнес и тормоз отечественного ...

Андрей Эпов: вся наша ТН ВЭД – одно сплошное «больное место...

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы