Таможенному администрированию указали направление
В нашем распоряжении оказался проект Основных направлений совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах, подготовленный Евразийской экономической комиссией. Документ – некая программа действий, определяющих вектор развития таможенных служб на ближайшие три года.
Можно, конечно, отмахнуться от него, как от очередного мифа, несбыточной мечты руководителей ЕЭК, желающих заявить о своих амбициях. Однако, по нашей информации, в работе над текстом принимали участие и сотрудники центрального аппарата ФТС, что свидетельствует, если и не о серьезности намерений, то хотя бы о создании такой иллюзии.
Суть вопроса.
Революционность предложений настораживает не столько проблемностью их реализации, сколько наличием политической воли и желанием ее проявить. Проект делает некий реверанс бизнесу: дескать, чего изволите?
10 минут на прохождение пункта пропуска? Пожалуйте, вот вам Единое окно, пользуйтесь. К вашим услугам современная техника, программные средства, и только две службы на границе.
Хотите быстрое оформление? Пожалуйте: электронное декларирование, настоящее, а не суррогатное, где электронный документ будет первичен над бумажным. При этом в половине случаев документы и не нужно представлять. Да и количество самих документов сократится до 5 при импорте и 4 при экспорте. То, что нужно дополнительно, таможня сама разыщет и запросит у кого надо. Кстати, до 50% деклараций вообще планируется выпускаться без участия инспектора, автоматически (при условии, конечно, что инспектор не будет отвечать за действия машины). При этом срок проверки декларации сократится до неизбежных 10-15 минут.
Но так же не бывает! – подумает наш читатель. Бывает, и еще как! Просто для этого потребно изменить СУР. Основной упор – на дифференциацию участников ВЭД. Идея отделения черных от белых всегда витала в таможенных умах. Кое-кто даже пытался внедрить свою технологию. Впрочем, нас с вами это напрямую не касается, главное, чтобы «общее количество сработок и применения «тяжёлых» форм контроля не превышало значений, обеспечивающих баланс между интересами таможенного контроля и устранением административных барьеров». В этой связи 30% субъектов рынка планируется затащить под статус УЭО, которым обещано большое счастье. Тем же, кто в процессе таможенной эволюции и собственного развития достигнет «высшей ступени дифференциации», получит возможность получения товаров напрямую непосредственно из пунктов пропуска без оформления таможенного транзита и последующим декларированием через 10 дней.
А если без иронии, то все это более чем реально. Многие вопросы были поставлены таможенной службой еще лет 7-8 назад. Только решением их никто не занимался. Почему сейчас? Наверно, потому, что точка кипения где-то близко. Президент озадачен созданием условий для улучшения инвестиционного климата в стране, а таможня – серьезный административный барьер против этого. Поэтому и призыв «делайте хоть что-нибудь!» - наверное, самое подходящее объяснение данному документу.