Таможней объявлена мобилизация балтийских водовозов, или кому нужны срочные риски
Ох, уж эти журналисты…. Задели за больное и животрепещущее у СЗТУ… Сидели бы себе смирно, не пришлось бы читать «срочно-заказанные» и «быстро-исполненные» материалы на сайте Управления. Это как раз тот случай, по поводу которого профессор Преображенский говорил: «Не читайте до обеда советских газет…». Буквально в последние дни сайт СЗТУ разместил несколько статей, пополнивших «золотой фонд библиотеки ВЭД» по тематике СУР.
В поисках происков Врагов
В свое время Владимир Маяковский написал: «Я - ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…» Такое ощущение, что была объявлена мобилизация творческого потенциала для очистки мундиров и пошатнувшегося в результате последних публикаций в «Известиях» и в нашем издании, таможенного реноме. Поэтому «коллективный разум» СЗТУ в меру сил отрабатывал срочное задание по разъяснению народу сущности и полезности инструмента выборочности таможенного контроля. Для начала неизвестный автор рассказал нам, как с помощью СУР решать вопросы с «черносписочниками». Потом отчитался ОКиПСУР о проделанной работе, а затем настал черед и Балтики. И везде россыпями цифры, факты...
Показатели эффективности |
СЗТУ (7 месяцев 2012г). |
БТ (8 месяцев 2012г.) |
Кол-во срочных профилей рисков (СПР) |
1717 |
904 |
Кол-во АП, выявленных в результате применения СПР |
123 |
34 |
Суммы довзысканных таможенных платежей по КТС в рамках СПР, млн. руб |
140,18 |
132 |
Суммы доплаченных таможенных платежей в результате изменения кода ТН ВЭД, млн.руб |
23,6 |
20 |
Общий экономический эффект, млн. руб |
326,3 |
328 |
Поскольку отчетные периоды оказались (почему-то…) несопоставимы, сравнивать эти цифры не будем. Однако, справедливости ради отметим, что основу эффективности СЗТУ составляют результаты работы в секторе Балтийской таможни. Вывода напрашивается два: либо в иных таможенных органах с этим просто беда, либо, наоборот, на Балтике бардак, а у остальных – все бело, чисто и пушисто.
Неестественная убыль учВЭДов на Балтике
В отчете Балтийской таможни указано, что доля досмотренных товарных партий составила 5%, а эффективность проведенных досмотров – 2,3%. Отметим между строк, что снижение числа досмотров на Балтике с лихвой компенсировано увеличением числа таможенных осмотров с применением ИДК, а также небывалым ростом таможенных наблюдений (о чем мы уже проинформировали ФТС России).
Обращает на себя внимание также большое количество «стоимостных» СПР. Почему? На наш взгляд, все банально просто: в таможнях страны опять « напряженка» с выполнением плана. Не исключение и Северо-Запад России. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга за 8 месяцев прибавил лишь 1 процент по сравнению с прошлым годом, чего не скажешь о конкурентах из Прибалтики. Далее, все «тяжелые» группы: пластмассы, кожа, одежда, обувь, электроника и бытовая техника, перешли под «юрисдикцию» Казахстана. Об этом свидетельствует, в частности, статистика взаимной торговли в рамках Таможенного союза. Административных барьеров там существенно меньше и это естественная реакция бизнеса.
«Отточенный» профиль СУР
Вернемся к СУР. В обоих отчетах по эффективности срочных профилей рисков (в «простонародье» - СПР) нет главного: хороший это результат или не очень, и выполняют ли таможенники свои показатели эффективности? Тут надо прокомментировать подробнее…
Вот пример: Вчера сайт СЗТУ опубликовал информацию о том, что в результате досмотра партии морепродуктов в 26 тонн выявлен перевес на 499 кг и, якобы, заведено дело об АП. Казалось бы, - хорошо и понятно. Для обывателя. Специалист с этим может не согласиться. Ведь, как ни странно, по таможенным правилам эффективность этого досмотра (будь он назначен по СПР, или по 228-му риску), равна… нулю.
Дело в том, что эффективность досмотровых операций оценивается по методикам, утвержденным приказом ФТС от 03.02.2012 №201. Не будем утомлять читателя перечислением всех установленных критериев. Скажем лишь, что доля товаров, явившихся предметом АП, должна составлять не менее 10% в весе нетто досмотренных товаров; КТС должна быть не менее, чем на 30 000 руб.; суммы доплаченных таможенных платежей в результате изменения кода ТН ВЭД - не менее 10 000 руб.
Если параметры ниже – все, не зачёт. А попадание в зачёт для таможенника очень важно: контрольные показатели – главнейший элемент и стержень таможенной системы. Приходится стараться, ведь эффективность интуитивных рисков должна быть не менее 38%, а срочных – не ниже 44%. Для сравнения отметим, что, по общероссийским профилям рисков показатель эффективности составляет всего лишь 0,9%, а по зональным – 3,6%.
Поэтому вся надежда руководств РТУ на ОПСУРы и таможенные посты, вынужденных закрывать бреши бестолково настроенной СУР...
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка