Экономика

О чем АСИ доложит Путину?

Продолжаются баталии относительно исполнения Дорожной карты по таможенному администрированию, утвержденной распоряжением Правительства. И, хотя на сегодняшний день должны быть исполнены всего лишь два пункта (оба по предварительному информированию),  разногласия между бизнесом и таможней становятся все глубже. В сентябре ожидается заседание Наблюдательного совета Агентства Стратегических Инициатив(АСИ), председателем которого является сам В. Путин. О промежуточных итогах исполнения всех Дорожных карт ему будет докладывать руководство АСИ. Что оно расскажет по таможне?

На наш взгляд, поводов для оптимизма мало. Руководство ФТС уже бодро  заявило: «Все работает!». Нельзя отрицать, что механизм предварительного информирования(ПИ)  запущен. Это так. Возникают целых два «но»… Инструмент ПИ по-прежнему продолжает  решать  лишь  задачи упрощения  действий таможенников при принятии сообщения о прибытии   и оформления процедуры транзита.

Второе «но» будет посерьезней, поскольку действия таможенников, с точки зрения участников ВЭД, противоречат и букве, и духу утвержденной Дорожной карты.  Четвертым пунктом которой прямо  предусмотрено: ПИ не привязана к системе управления рисками(СУР).

Напомним, что, в соответствии с требованиями  недавно вышедшего приказа ФТС №  1345, выявление рисков должно осуществляться на уровнях ФТС – РТУ – таможня – пост не только в автоматическом режиме, но и аналитическими способами. В настоящий момент условно работает  только низший (постовой) уровень, дающий, как известно, широкое поле для коррупционных фантазий инспектора.

Тем же приказом определен срок в  6 месяцев для создания необходимых программных средств. Как нам стало известно, сейчас в ЦИТТУ,  в начальной стадии разработки находятся 2 проекта  программных средств.  Оба модуля должны быть готовы к тестированию в ноябре,  чтобы  в начале января  уже начать функционировать в рабочем режиме.

Доверие проверяется математически…

Но это процесс, интересующий it-специалистов. А всем  участникам ВЭД важен результат. ФТС утверждает, что сроки таможенного оформления в пунктах пропуска в результате внедрения ПИ сократились. Где вдвое, где на 10-15%, не суть. На наш взгляд, следует настороженно относиться к таким заявлениям. Напомним, что, по данным ФТС, в 2011 году сроки осуществления таможенных операций составляли 18 минут в среднем по стране. Если доверять заявлению ФТС, при сокращении  времени на осуществление таможенных операций  вдвое,  мы получим  ровно девять минут на проведение  всех необходимых процедур.

Между тем, по  данным  опроса, недавно проведенного на страницах нашего издания, среднее время нахождения участника ВЭД в пунктах пропуска варьируется  в промежутке от 1,5 до 3 часов. Вывод для ФТС неприятный:  о  существенном сокращении времени на осуществление таможенного оформления  говорить не приходится. Даже за вычетом социологической погрешности и субъективности опрошенных. Увы…

Как посчитать розовых слонов…

Далее. Надо понимать, что высчитывание и анализ  подобных цифр возможны  лишь с использованием программных средств, находящихся в ведении ФТС. При этом  явно не учитываются: проведение досмотровых операций, осуществление иных видов государственного контроля  и, конечно же, ожидание в очередях, как до пересечения границы, так и непосредственно в пункте пропуска. Короче, не зная методики расчетов и конкретных цифр с пунктов пропуска (информация закрыта), говорить о каких-бы то ни было подсчетах бесполезно.  Видимо,   непрозрачность методики  расчетов  ФТС  и порождает такие удивительные цифры, которые потом попадают в доклады на все уровни власти…

Торфяновка против методики ФТС

Бизнес, к сожалению, не имеет инструментов для сбора информации относительно сроков нахождения в пунктах пропуска товаров и транспортных средств. Однако,  одним из признаков эффективной работы государственных органов на границе,  традиционно считает отсутствие очередей в пунктах пропуска. Эти данные являются открытыми. Ниже вы видите график, составленный на основании сведений по среднесуточной очереди на въезд в Россию через главные пункты пропуска СЗТУ – Торфяновку и Бурачки. Выводы сделайте сами.

Диаграмма по сравнительным данным очередей на пунктах пропуска Торфяновка и Бурачки

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: