Свое мнение

Компьютеры уголовному преследованию не подлежат

В конце июля 2012 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» № 143-ФЗ от 28.07.12 г., которым  уточнен порядок изъятия и возвращения электронных носителей  в ходе расследования уголовных дел.

В чем суть?

Как отмечается в справке Государственно-правового управления Администрации Президента,  этот закон направлен на уточнение порядка изъятия в ходе расследования уголовных дел, электронных  носителей информации  ( компьютерных блоков, серверов, ноутбуков, карт памяти), содержащих сведения о деятельности хозяйственных субъектов, и порядка возврата изъятых электронных носителей информации и (или) копирования содержащейся на них информации. Несомненно, этот закон напрямую касается  уголовных дел в  таможенной сфере.

Внесенными изменениями в часть 4 ст. 81 УПК РФ «Вещественные  доказательства» устанавливается, что изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами, электронные носители информации подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, с учетом требований ст. 6.1 УПК РФ, то есть в  «разумный срок уголовного судопроизводства».

Также, ст. 82 УПК «Хранение вещественных доказательств» дополнена п.5, в соответствии с которым электронные носители информации хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность информации. В пункте «б», названной части ст. 82 УПК РФ, установлено, что электронные носители информации возвращаются их законному владельцу после осмотра и производства других необходимых следственных действий. Существенная оговорка требует, чтобы  было исполнено необходимое условие:  без ущерба для  доказывания.

Есть мнение

При принятии такого решения участники судопроизводства, по нашему мнению, столкнутся с двумя проблемами: законодательством не определены сроки, в которые лица, осуществляющие предварительное расследование, обязаны  произвести осмотр и  другие следственные действия с электронными носителями, а также  в чем выражается ущерб  для  доказывания. Последний момент носит ярко выраженную субъективность в принятии решения по ущербу и риск того, что органы дознания и следствия будут попросту перестраховываться, признавая электронные носители «вещдоками»…

Если же говорить   о сроках,  в УПК можно найти два критерия: это  уже названный статьей 6.1 УПК РФ, «разумный срок уголовного судопроизводства», а также 10-дневный срок производства неотложных следственных действий, установленный ст. 157 УПК РФ.

 Представляется, что, основываясь на этих временных рамках,  лица, у которых были изъяты электронные носители информации, могут обращаться с ходатайством о возвращении этих носителей, либо в соответствии с дополненной частью 2.1 ст. 87 УПК РФ, « в случае невозможности их возврата», с ходатайством  о копировании информации, содержащейся на изъятых носителях.

Процедура копирования информации заключается в том, что лицо, осуществляющее предварительное расследование,  своим  решением  выносит постановление, на основании которого составляется протокол о проведении копирования в присутствии двух понятых. При этом должны быть обеспечены условия, исключающие возможность утраты информации или ее изменения. Нужно отметить, что копирование информации не допускается, если это может воспрепятствовать расследованию преступления. К сожалению,  для  законных владельцев электронных носителей информации, законодательством понятие «ущерб для доказывания» и «воспрепятствование расследованию преступления» не раскрывается, поэтому, как мы уже указывали,  принятие решений о возврате носителя или копирование информации с него будет связано с субъективным мнением лица, осуществляющего предварительное расследование.

С нашей точки зрения, ущерб для доказывания,  либо  воспрепятствование расследованию преступления  при возвращении носителя или копировании с них информации, может быть  только при том условии, что на электронных носителях информации находится вредоносный программный продукт, с помощью которого их владелец мог влиять на принятие каких-либо решений, либо искажать находящуюся в базах  данных госорганов информацию, либо с помощью программного  продукта, находящегося на носителе, его владелец мог достигать преступных целей , или этот продукт хранит на себе следы преступления, либо на носителе зафиксирован факт какого-либо преступления….

В остальных случаях, если на электронных носителях информации хранятся сведения, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, как то : хозяйственно-финансовая информация, базы данных клиентов, договоры, контракты и т.д., и эти сведения процессуально закреплены в ходе производства следственных действий и их дальнейшее изменение никакого значения для юридической оценки действий владельцев электронных носителей информации за предыдущий период времени не имеет, то электронные носители информации должны возвращаться владельцам.  Либо должно допускаться копирование информации, для того чтобы предприниматель имел возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

Требуйте специалиста

Кроме того, внесенными изменениями в ст. 182 и ст. 183, регламентирующими порядок производства обыска и выемки, предусматривается,  что электронные носители информации изымаются с участием специалиста. По ходатайству владельца носителя информации с изымаемых носителей может быть осуществлено копирование информации на другие электронные устройства, предоставленные  законным владельцем изымаемых электронных носителей  и самой информации. Не допускается копирование, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Об осуществлении копирования и о передаче  электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, в протоколах следственных действий делается запись.

Уголовные дела, как инструмент конкуренции

В современной  российской практике  имеются примеры, что целью изъятия электронных носителей информации, зачастую является именно воспрепятствование предпринимательской деятельности. Это один из способов нечистоплотной конкурентной борьбы,    и противостоять этому бывает очень трудно. Надеемся, что установленный президентом порядок обращения с электронными носителями информации в ходе уголовного судопроизводства, позволит предпринимателям и их представителям более эффективно защищать свои права и решать задачу продолжения  деятельности хозяйствующего субъекта в случае изъятия носителей информации в ходе расследования уголовных дел.

Конечно, подчас в новациях законодательства разобраться достаточно сложно. Однако, участники ВЭД должны знать, куда они могут  обращаться за помощью, советом,  с вопросами. Если у Вас возникли проблемы, можно написать по адресу электронной почты:

А. Гончаров.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...