Право

Бизнес-омбудсмен Петербурга Александр Абросимов: "А вы не пробовали работать по закону?"

Александр Абросимов официально вступил в должность уполномоченного по правам предпринимателей в Петербурге 21 марта 2014 года. Представляя Александра Васильевича членам  правительства Санкт-Петербурга, губернатор Георгий Полтавченко подчеркнул, что город ведет активный диалог с предпринимательским корпусом и ждет продуктивного сотрудничества с омбудсменом. Александр Абросимов долго работал на общественных началах. Через  месяц после  своего назначения Санкт-Петербургский бизнес-омбудсмен согласился ответить на вопросы  корреспондента «ПРОВЭД»  и подвести первые итоги своей работы…

 

- Сколько обращений от представителей бизнеса к вам поступило за месяц работы?

24 жалобы поступило на личных приемах и 6 переслали из аппарата Бориса Титова… Из системных вопросов можно назвать обращение компании «Икс 5 Ритейл Групп», представляющей такие известные бренды как «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка». Еще в 2006 году компания заключила с КУГИ Приморского района договор на аренду участка земли для строительства торгового объекта, провела все необходимые, установленные законом процедуры, получила разрешение на строительство, но по требованию районной Администрации вынуждена была приостановить строительные работы из-за возникшей напряженной ситуации с местными жителями. И подобных обращений у меня уже несколько. Возникает ситуация, когда предприниматели долгое время инвестируют средства, планируют строительство объектов, соблюдая все требования действующего законодательства, но на каком-то этапе их работа прерывается. Понятно, что можно через суд требовать компенсацию понесенных убытков или предоставление альтернативного участка для проекта. Но это время, новые расходы… Подобные случаи могут негативно отражаться на инвестиционном климате нашего города.

Еще есть обращения, связанные с не совсем  мотивированным вмешательством правоохранительных структур в хозяйствующий спор коммерческих компаний.

- Расскажите, с какими проблемами к Вам приходят представители малого и среднего бизнеса?

Есть несколько системных проблем, над которыми мы работали еще и на общественных началах, и сейчас будем работать в первую очередь.

Первое направление,это как в случае с «Пятерочкой». Сейчас предприниматели все чаще и чаще сталкиваются с подобной проблемой. Строительная фирма выигрывает на торгах кусочек земли, где начинает строить объект, а потом, когда строительство выполнено примерно на треть, появляются возмущенные граждане, которые по каким-то своим причинам не желают видеть эту стройку. Строительство через суд останавливается, и предприниматели терпят убытки.

Сегодня в городе нет системы возврата предпринимателям потраченных средств. Мы будем добиваться, чтобы этот механизм прописывался в договорах на инвестиционных торгах. Конечно, в каждом случае надо разбираться индивидуально.  Например, у меня есть заявление, где глава муниципального образования является инициатором протеста населения. Не в моей компетенции изучать возмущение жителей, мое дело защитить предпринимателя. И я считаю, что судебных разбирательств мало. Не нужно подрывать деловой климат, это не принесет городу ничего хорошего.

Кроме того, необходимо кардинальным образом усовершенствовать механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере строительства на территории Санкт-Петербурга. Сегодня предприниматели сталкиваются со слишком долгими сроками прохождения всех административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов на территории Санкт-Петербурга, чрезмерно большим количеством  процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов, а также высоких расходов при оформлении всех необходимых  документов. Специалистами, входящими в профильные  общественные организации разработан План мероприятий («Дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства на территории Санкт-Петербурга». Я планирую активно включиться для ее принятия на уровне Правительства Санкт-Петербурга и дальнейшей скорой реализации.

Еще одна системная проблема, это сдача КУГИ в аренду предпринимателям помещений без электрических мощностей. Эта проблема стала наиболее актуальна после выхода в свет Постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Вкратце: четыре года назад была объявлена «амнистия» предпринимателям – «бездоговорники»  должны были обратиться в сбытовые компании,    чтобы их поставили на учет и поставляли электроэнергию, а оплачивали они ее по фактическому объему потребления. Однако спустя два года вышло 442-е постановление, ознаменовавшее борьбу с внедоговорным потреблением электроэнергии, «бездоговорникам» выставили счета по сечению кабеля на 24 часа в сутки. Вместе с тем, сетевая организация не выполняет своих обязательств по договорам технологического присоединения, и документы, подтверждающие технологическое присоединение объекта (энергопотребляющей установки) к электрической сети, соответственно, не выдаются. Таким образом, тысячи предпринимателей в городе платят за электроэнергию суммы, иногда в 10-12 раз  превышающие фактическое потребление.

Главные пострадавшие - представители малого и среднего бизнеса, арендующие помещения у комитета по управлению городским имуществом. Сейчас ответственность за заключение соответствующих договоров полностью лежит на арендаторе. Именно эта позиция и приводит к тому, что юридическое лицо, отказавшееся от аренды городских помещений, увозит с собой и оформленные договоры с монополистами или попросту их не заключает, так как не является  собственником. Соответственно, для новых арендаторов свободной мощности, которую могли бы выделить монополисты, уже нет, и им приходится пользоваться электроэнергией без договора и получать штрафные счета.

На последнем заседании правительства губернатор Георгий Полтавченко дал поручение вице-губернатору М.П.Мокрецову и мне найти решение, чтобы мощность закреплялась за помещением. Но пока многие обращения решаются в «ручном режиме», а необходим системный подход для преодоления данной проблемы.

Третья проблема связана со вступлением в силу По­становления Правительства Санкт-Пе­тербурга от 27.03.2012 г. № 272, ограничивающего проезд автомобилей с разрешенной массой свыше 8 тонн в черте города. Для реализации постановления внутри КАДа было развешено порядка 950 дорожных знаков 3.4 и введена система про­пусков для большегрузов, обслуживающих городские предприятия. Это новшество парализует работу как транспорт­ных компаний, так и промышленных предприятий, так как для оформле­ния одного пропуска на одну маши­ну, идущую по определенному марш­руту, в соответствии с постановлением требуется определенное время и боль­шое количество предоставляемых до­кументов (а в нашем городе порядка 80 000 единиц грузового транспорта, не считая транзитного). Кроме того, после изменений правил дорожного движения (дорожный знак 3.4 стал знаком «прямого действия»), проезд «под знак» стал незаконным, соответственно, выдача Комитетом по благоустройству пропуск для проезда большегруза также незаконно! Благодаря совместной работе с общественными организациями, исполнительной властью, прокуратурой, а также позиции губернатора, пути выхода из сложившейся ситуации найдены, и я надеюсь, что проблема в ближайшее время будет решена.  Я был на совещании у вице-губернатора В.А.Лавленцева, на котором мы пришли к решению, что в течении двух недель знаки о запрете должны быть сняты хотя бы вокруг промышленных зон.

Вы задали мне вопрос, сколько ко мне обратилось граждан. Так вот, только эти три  обращения объединяют сотни организаций, которые подписались под ним.

- Поступают ли Вам жалобы на притеснение со стороны правоохранителей?

Есть у меня заявление бизнесмена из Колпино, у которого конфликт с прокуратурой и миграционной службой. Предприятие производит картон и работает официально. Но  у него был рабочий, которому он не продлил регистрацию, у того отняли паспорт…И вдобавок у него проблема с МЧС. Придя на прием, он сказал, что договорился, но его договоренности не сработали. Мне хотелось бы подчеркнуть, что среди части предпринимателей бытует мнение о том, что если как-то договориться, то проблема быстрее разрешится, нежели делать все по закону. Ничего подобного, будет только дороже и дольше. Когда ко мне приходят с такими проблемами, я всегда спрашиваю, а вы не пробовали работать по Закону?

Например, с МЧС и аппаратом уполномоченного подписана дорожная карта, где четко определен порядок работы предпринимателей в законодательном поле. Кроме того,  есть распоряжение начальника ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Леонида Беляева, чтобы в каждом районном отделении определить дни приема предпринимателей для решения конкретных проблем, которые стоят перед бизнесом. Проделана большая работа, приходи и пользуйся, но почему-то у нас все еще пытаются как-то договориться, и не понятно -  зачем?

Есть консультационный совет при МЧС, куда мы выносим такие обращения. У нас также  работает совет при главном федеральном инспекторе по исполнению поручений президента с точки зрения поддержки и развития предпринимательства....

- Бизнес и коррупция - неразделимые понятия?

Все зависит от человека. Конечно, есть случаи дачи взяток чиновникам. Но то, что это повально происходит, сказать не могу.

Я бизнесом занимался с 1994 года,  прошел все этапы от мастера до генерального директора. У меня был принцип: сделать все как положено, т.е. выполнить все требования, потому что в конечном итоге несоблюдение установленных законом правил обойдется в несколько раз дороже. Допустим, один пожарный инспектор на время «закроет глаза» на несоблюдение норм, но потом придет другой инспектор. Но ведь штраф не самое страшное, так как действительно требования к безопасности написаны «кровью». Так что предпринимателю лучше потратить необходимые средства, выполнить все условия и работать спокойно.

Еще есть жалоба на действия УФАС, которая внесла некую фирму в список недобросовестных поставщиков. У компании, работающей в системе государственного заказа, оказалась поддельная лицензия. Получилось, что предприниматель выбрал путь «подешевле», зато теперь несет большие убытки…

- На каких примерах нужно учиться будущим предпринимателям?

Сегодня имидж бизнесмена имеет, скорее, отрицательную окраску. В том числе потому, что многие видели «лихие» 1990-е… Однако,  история русского предпринимательства насчитывает сотни лет и знает яркие примеры, которые не должны быть забыты. Члены общественной организации «Деловая Россия» в свое время написали письмо председателю Госдумы и главе Российского и исторического общества Сергею Нарышкину с просьбой включить в единый учебник истории главу о российском предпринимательстве, «основанную на успехах наших выдающихся купцов, меценатов и бизнесменов». В письме было отмечено, что хотя сейчас и ведется работа по созданию эффективной рыночной экономики и улучшению инвестиционного климата, тем не менее, забываются традиции русского предпринимательства, имеющие более чем тысячелетнюю историю. Мы считаем, что в учебнике давать оценку некоторым негативным явлениям в истории предпринимательства необязательно, их можно оставить как повод для размышления и дискуссий.

- Как обстоит дело с рейдерскими захватами? И какова ситуация по предприятию «Маяк»?

Сразу подчеркну – уполномоченный по Закону не имеет право вмешиваться в деятельность правоохранительных органов. Я могу только запросить информацию и дать какие-то разъяснения, обозначить позицию, если было обращение. Кроме того, благодаря деятельности Центра Общественных процедур «Бизнес против коррупции», те обращения, которые касаются предполагаемых рейдерских захватов, мы можем предавать публичной огласке и формировать общественную позицию. В экспертный Совет ЦОПа входят состоявшиеся юристы и адвокаты, они изучают ситуации по тем документам, которые предоставляет заявитель, делают соответствующие запросы во властные структуры и «другой стороне» конфликта. На основе полученных документов составляют правовое заключение и выносят на «суд общественности».

На одном из последних заседаний Общественного Совета Санкт-Петербургского Центра Общественных процедур «Бизнес против коррупции» мы как раз рассматривали обращение генерального директора ЗАО «Маяк» Сергея Петрова  с заявлением о попытках рейдерского захвата предприятия и вмешательстве в его деятельность с привлечением правоохранительных органов. Было принято решение направить в адрес руководителя СК РФ по СПб, а также в Рабочую Группу Управления Генеральной прокуратуры РФ по СЗФО требования о проведении более тщательных проверок на предмет нарушений уголовно-процессуального законодательства и рассмотрении возможности передачи уголовных дел в другой следственный орган. Кроме того, я передал материалы своему коллеге в Дагестане, куда был этапирован Сергей Борисович, с тем, чтобы республиканский омбудсмен контролировал на месте соблюдение прав предпринимателя. В начале июня я планирую поездку в СИЗО Махачкалы.

- Как часто к Вам обращаются участники ВЭД с жалобами на произвол таможни?

Существует целый комплекс проблем, связанных с таможней. Здесь нужно разделить два момента. Прежде всего, таможенные платежи, в том числе на­логи и пошлины, формируют большую часть доходов бюджета. То есть государ­ство заинтересовано в развитии данно­го органа, с каждым годом увеличиваю­щего объемы поступлений в федераль­ный бюджет.

У таможни есть план. Часто она вы­полняет его за счет необоснованного повышения пошлин на ввозимые това­ры. После этого предприниматель идет в суд, выигрывает дело, и ему возвра­щают эти платежи. Однако план тамож­ня уже выполнила, и то, что происхо­дит возврат, не отменяет этого. Такая существующая сегодня коллизия пре­пятствует нормальному развитию пред­принимательства с точки зрения про­хождения таможни.

Например, такое обращение ко мне в работу поступило в прошлом году от директора филиала ТОО «АЛ ЭНД КОМПАНИ» Р.Л.Ж. Гийу, в котором сообщается о нарушениях в действиях Балтийской таможни законодательства Российской Федерации, препятствующих ведению ТОО «АЛ ЭНД КОМПАНИ» предпринимательской деятельности в РФ.

В течение 2010-2013 годов прокуратурой, судом принимались решения, которыми признавались незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости. Вопросы законности действий (бездействия) таможни должны исследоваться в рамках арбитражного судопроизводства.

Еще одно обращения со стороны участника ВЭД поступило ко мне на рассмотрение из аппарата федерального Уполномоченного Б.Ю.Титова, к которому обратилась генеральный директор ООО «АНРИ центр» О.Н.Захарова с заявлением о проверке законности и обоснованности ее уголовного преследования со стороны Следственной службы УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В марте 2007 года таможенными органами были возбуждены 9 уголовных дел  по факту покушения на контрабанду сырой нефти. Позже часть дел было прекращено, а часть объединено в одно производство. Основанием для уголовного преследования Захаровой О.Н. по ст. 188 «Контрабанда» УК РФ и ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» послужили подозрения таможенных органов в том, что экспортируемый ООО «АНРИ центр» товар представляет собой не нефтепродукт (Топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное), а сырую нефть.

ООО «АНРИ центр» документально доказало и в ходе следственных действий следователи УФСБ РФ по СПб и ЛО установили тот факт, что экспортируемый ООО «АНРИ центр» товар представляет собой смесь двух нефтепродуктов (стабильного газового конденсата и мазута). Тем не менее, несмотря на наличие положительных для ООО «АНРИ центр» экспертных заключений независимых и компетентных экспертных учреждений, уголовное дело № 581206 следователями УФСБ РФ по СПб и ЛО прекращено не было.

Действия следователей УФСБ РФ по СПб и ЛО во многом обусловлены тем, что к моменту окончания проведения вышеуказанных экспертиз уголовное дело уже было ими искусственно затянуто (с момента его возбуждения прошло более 60 месяцев!).

Данное обстоятельство имеет определяющее значение, поскольку в рамках уголовного дела в качестве вещественных доказательств были приобщены 158 цистерн с экспортируемым ООО «АНРИ центр» товаром. Данные цистерны длительное время находились на приграничных станциях Октябрьской железной дороги, а затем находящиеся в них нефтепродукт был передан на ответственное хранение на принадлежащей структурам ОАО РЖД нефтебазе.

В связи с не прекращением следователями УФСБ РФ по СПб и ЛО уголовного дела, ущерб причинен не только ООО «АНРИ центр», но и ОАО «РЖД», так как простой только 1 цистерны обходился в 3000 рублей в сутки, а простой 158 цистерн – 474000 рублей в сутки. И это без учета процессуальных издержек в виде платы за хранение вещественных доказательств.

Кроме того, мы не раз обращали внимание на то, что уголовное преследование Ольги Захаровой в части обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УК РФ, является незаконным в связи с декриминализацией данной статьи.

В декабре 2013 года Б.Ю.Титовым было направлено обращение на имя Генерального прокурора РФ с просьбой разобраться в ситуации. К сожалению, ответ так и не поступил, обращение было перенаправлено в прокуратуру Ленобласти. В ближайшее время вопрос по «АНРИ» будет вынесен на обсуждение рабочей группы в Генпрокуратуре.

На Петербургском международном экономическом форуме будет представлен Ежегодный доклад Б.Ю.Титова Президенту страны. В работе над докладом принимали участие все регионы, там собраны системные проблемы, мешающие развитию бизнеса в стране.

Одна из глав посвящена как раз таможенному регулированию. В этом году выделено несколько следующих проблем:

- сроки выпуска товаров с таможни неоправданно затягиваются. Таможенные органы удерживают товар до момента поступления на их счета сумм таможенных пошлин и НДС. А поскольку для расчета платежей необходимо проверить корректность заявленной таможенной стоимости и классификационного кода по ТН ВЭД, время выпуска затягивается. (Как решение предлагается установить норму о возможности уплаты таможенных платежей после выпуска товаров (путем внесения изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза и  федеральный закон «О таможенном регулировании»). Такой выпуск должен быть сопряжен с предоставлением обеспечения уплаты. Одновременно необходимо расширить формы обеспечения, внедрять современные электронные формы таможенных платежей.

- административное наказание за нарушение таможенных правил не адекватно степени вины.

Невозможность практического использования таможенных процедур экономического характера. Исполнение таможенных процедур экономического характера (переработка, свободный склад, свободная зона) обставлено сложными требованиями, условиями и ограничениями. В результате оно становится неэффективным или даже невозможным. Для решения необходимо привести Таможенный кодекс Таможенного союза и федеральный закон «О таможенном регулировании» в соответствие с международными договорами и расширить возможности применения таможенных процедур экономического характера.

- неэффективность системы управления рисками(СУР). Выбор форм и мер таможенного контроля основан на системе управления рисками – закрытом для предпринимателей документе. Такая закрытость и неочевидность не дает предпринимателю возможности ни проверить обоснованность применения тех или иных форм таможенного контроля, ни заявить об избыточности/чрезмерности принимаемых мер. Мы предлагаем ввести институт государственного (общественного)  контроля над эффективностью системы управления рисками: назначить контролирующий орган и обязать таможенный орган предоставлять по запросу указанного органа отчеты о применении системы управления рисками (по конкретным случаям), включая эффективность его применения. Наделить контролирующий орган полномочиями по принятию решений об избыточности/чрезмерности примененных контрольных мероприятий и выдаче обязательных для ФТС РФ рекомендаций по внесению изменений в соответствующие профили рисков.

- осуществление таможенного контроля не является государственной услугой, оно не регулируется административными регламентами. Многочисленные нормативные, подзаконные и ведомственные акты не охватывают весь ряд мер контроля в их взаимосвязи, а отдельные мероприятия (наблюдение, сверка пломб, взвешивание) вообще не имеют регулирующих норм. Необходимо выпустить административные регламенты (с указанием ответственности за их нарушение) следующих процедур: оформление прибытия товаров и транспортных средств на территорию РФ; оформление декларации на товары (транзитной декларации); контроль после выпуска, проведение дополнительных проверок. Заказчиком услуг здесь должно быть государство, действующее в интересах предпринимателей, третьих лиц.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы