Экономика

Экостандарты России как тормоз и двигатель внешнеэкономических отношений

Двойственность экологических стандартов иногда проявляется с неожиданной стороны. Россия никого не обманывает, даже напротив, открыто демпингует на нормах охраны окружающей среды и здоровья человека, чтобы привлечь инвестора. Но у той же палки экологических стандартов есть и другой конец, который может больно ударить по энергетическому экспорту.

Есть страны, где природоохранные требования очень высоки, а потому разные энергетические компании не рискуют вести опасные работы, например, на шельфах, в море. Но позволяют себе идти туда, где таких жёстких норм не установлено – в Россию.

Однако, находятся и другого рода корпорации, которые объявляют бойкот российским «грязным» энергоносителям. И если «Роснефть» и «Газпром» за счёт нечистоплотности обретают зарубежных партнёров, готовых помогать в освоении Арктики, но не имеющих никакого плана на случай аварий и экологических катастроф, то «Роснано» в то же время и по тем же причинам теряет часть рынка.

Швейцарский энергетический концерн «Ахро» (Axpo Holding AG ) отказался от поставок урана с российского ПО «Маяк», которое производит топливо для реакторов АЭС «Бецнау». Причина прекращения сотрудничества - сомнения концерна в том, что российский партнёр следует современным экологическим стандартам.

Руководство концерна посчитало невозможным впредь игнорировать свидетельства чрезвычайной опасности для природы и человека, связанной с деятельностью комбината «Маяк». Дело в том, что долгое время это предприятие сбрасывало радиоактивные отходы в открытую речную сеть системы Теча-Исеть-Тобол-Обь и привела к её загрязнению на протяжении 1 000 км.

С 2011 года концерн «Ахро» пытается получить официальное разрешение посетить ПО «Маяк», но до сих пор их попытки не увенчались успехом. Именно невозможность провести экспертизу стала решающим фактором, заставившим правление концерна окончательно  прекратить сотрудничество с ПО «Маяк». Однако, ситуация ещё может поменяться, если руководство комбината сможет доказать, что их деятельность соответствует экологическим стандартам.

Однако, на наш взгляд, в существующих условиях ответственности предприятия и органов власти сложно будет это сделать. В Челябинской области не могут решить который год проблемы пострадавших жителей сел Муслюмово, Бродокалмак, Нижнепетропавловское и Русская Теча

Все эти села подверглись радиоактивному загрязнению из-за сбросов радиоактивных отходов ПО «Маяк» в реку Теча, что официально признано российским правительством. В силу непонятных обстоятельств эти села не были переселены в отличие от других деревень и поселков по реке Теча, которые были переселены в 1940-50-е годы. Часть села Муслюмово в 2007-2012 гг. в ходе программы Росатома и правительства Челябинской области была переселена на другой конец того же поселка. Переселенные жители продолжают контактировать с радиоактивной поймой реки Теча и получать компенсации за проживание на радиоактивно загрязненной территории. А жители Бродокалмака, Русской Течи и Нижнепетропавловского не переселялись вовсе.

Но, как мы говорили, не все зарубежные партнёры российских энергетиков так принципиальны. Всемирный фонд дикой природы (WWF) сравнил подходы британо-нидерландской Royal Dutch Shell и «Роснефти» к шельфовым проектам, оказалось, что в России требования значительно проще. Это совсем не мешает зарубежным концернам участвовать в совместных работах на арктическом шельфе. Американскую ExxonMobil, итальянскую Eni и норвежскую Statoil низкие экологические стандарты в России только привлекают.

Shell, отказавшись бурить в Норвегии и Канаде, участвует в нефтегазовых проектах «Газпрома».  Японские компании Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 и 10% акций «Сахалин-2», где Shell принадлежит 27,5% , 50% плюс одна акция у «Газпрома».

На прошлой неделе стало известно, что глава «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой упростить правила работы на шельфе. Иностранным партнерам хотят позволить владеть и пользоваться необходимым для работ оборудованием. А вдобавок к этому Игорь Сечин настаивает на упрощении паспортно-визового контроля для зарубежных работников буровых платформ и судов.

Эксперты WWF считают, что «Роснефть» не имеет технологий для эффективной борьбы с нефтеразливами в ледовых условиях. Более того, сегодня они даже не могут решить проблему утилизации попутного газа на континентальных месторождениях.

«Очевидно, что требования для работы на арктическом шельфе, напротив, должны быть ужесточены, в том числе и потому, что под угрозой разливов находятся и особо охраняемые природные территории», — говорится в докладе WWF.

Сейчас принято говорить в связи с освоением арктического шельфа в целях добычи нефти о национальных интересах России. Однако, участвовать в добыче, как оказывается, разрешено не только российским компаниям. И в данном случае двойные стандарты зарубежных корпораций в совокупности с низкими экологическими стандартами выступают как основа инвестиционной  привлекательности.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы