Таможня

О представлении фидерного коносамента при таможенном декларировании

Федеральная таможенная служба  наращивает усилия по совершенствованию таможенного администрирования. С 1 января 2014 года внедрено обязательное электронное декларирование. Поэтапно, хотя и не беспроблемно, вводится предварительное информирование. Вот-вот в полном объеме заработает технология «удаленного выпуска». Не за горами – автоматический выпуск товаров. Логическим решением этих технологий является развитие межведомственного взаимодействия и сокращение списка документов, представляемых для таможенной очистки товаров. Одним из таких документов является коносамент, по которому осуществлялась международная перевозка груза. Сегодня речь пойдет о сложившейся на Северо-Западе практике использования фидерного коносамента для таможенных целей. Насколько оправдано его применение? – об этом делится своим мнением руководитель отдела по морскому направлению ООО «Экспертный консалтинг» Галина Галкина.

 

Согласно положениям статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Статей 186 ТК ТС установлено, что декларантами могут быть лица государства - члена таможенного союза, заключившие внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которых эта сделка заключена или которые имеют право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки (грузовладельцы).

В соответствии со статьей 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

На основании Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 в графе 44 указываются сведения о документах, на основании которых заполнена декларация на товары (ДТ), подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ в том числе номер (регистрационный номер) и дата (при наличии даты) транспортного (перевозочного) документа, по которому (которым) осуществлялась международная перевозка.

Исполняя внешнеторговую сделку, продавец получает от перевозчика коносамент океанской линии (океанский коносамент).

Этот коносамент выдается на основании письменного заявления отправителя и согласно пункту 2 статьи 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации отправитель гарантирует правильность данных, включенных в коносамент.

Именно океанский коносамент является носителем достоверной информации о грузе и внешнеторговой сделке, и этот коносамент является источником информации для таможенного декларирования товаров в порту выгрузки.

Согласно общепринятым условиям морской линейной перевозки перевозчик по своему усмотрению без оповещения грузовладельца имеет право перевозить груз любым маршрутом, выгружать его в любом порту и доставлять на любом судне.

Для сокращения числа портов захода крупнотоннажных океанских судов в настоящее время широко применяется фидерная система обслуживания, при которой груз между портами захода океанских судов и остальными портами региона перевозится малотоннажными фидерными судами по договорам морской перевозки не с оригинальным грузовладельцем, а с океанской линией и за ее счет.

Такая перевозка покрывается фидерным коносаментом, в котором в качестве отправителя обозначается агент океанской линии в порту перевалки груза, а в качестве получателя – агент той же линии в порту назначения.

Фидерный коносамент является служебным документом океанской линии и не выходит за ее пределы, в нем содержится информация о договоре между океанским и фидерным перевозчиком и ни океанский, ни фидерный перевозчик не обязаны, не только передавать, но и предъявлять его грузовладельцу.

Информация, содержащаяся в фидерном коносаменте, не может иметь доказательной силы в отношении характера груза, т.к. он оформляется по заявлению агента океанской линии, который оригинальной информацией о грузе не располагает, а автоматически переносит эти сведения из океанского коносамента.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Полноценным коносаментом, выданным в рамках исполнения внешнеторговой сделки и содержащем достоверную информацию о грузе, является только океанский коносамент;

2. Сведения, содержащиеся в океанском коносаменте, необходимы и достаточны для совершения таможенных операций по таможенному декларированию товаров;

3. Фидерный коносамент регулирует только отношения между океанским и фидерным перевозчиками и ни в какой степени не касается грузовладельца, который даже не должен знать о его существовании;

4. Фидерный коносамент включается в судовой манифест только для таможенного оформления прибытия судна и перевозимого им товара и транспортных средств.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы