Аналитика

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 года

 Какой порт самый популярный?

Как известно, наша страна обладает огромным транспортным потенциалом. При этом морские порты являются, своего рода, воротами России, открывающими путь для экспорта и импорта товаров. Целые системы портов в Балтийском, Северном, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах ежедневно обслуживают сотни тысяч тонн грузов.  

 

Важнейшие экономические и политические события 2013 года не могли не повлиять на динамику и структуру грузооборота портов этих регионов.

Так, по данным Ассоциации морских портов России, грузооборот морских портов России за 11 месяцев 2013 года увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 538,5 млн.т. Это связано с общими тенденциями роста экспорта и импорта за последние годы - по данным показателям также наблюдался рост. Тем не менее, грузооборот рос гораздо более высокими и уверенными темпами. 

Это связано с его структурой. Ежегодно происходило увеличение доли товаров, перевозимых в контейнерах, а также из-за увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов в последние годы, соответственно в порту увеличилась и её перевалка.

Ещё одной причиной роста грузооборота является постоянное их финансирование. Несмотря на то, что зачастую этот процесс стихийный - средства вкладываются то в одно, то в другое и, порой строительство до конца не доводится, в целом это послужило серьезным фактором роста пропускной способности, а, значит, и грузооборота.    Несмотря на спад и подъемы экспорта и импорта в целом, которые были характерны для каждого года, грузооборот портов увеличивался с завидной стабильностью. Ни разу за последние 13 лет не наблюдалось спада грузооборота, даже в 2008-2009 году во время мирового экономического кризиса на фоне общего спада экономики и внешней торговли. В 2014 году эксперты также прогнозируют рост на 3,4%.

Кроме того, по прогнозам аналитиков международного центра судоходства в Шанхае, в 2013 году объем перевалки грузов в портах мира должен был вырасти более чем на 5% (соответственно, и в России, в том числе). 

 port-ot-kati

Что касается общей динамики грузооборота, то в целом за 11 месяцев 2013 года общая тенденция продолжается.

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г., ПРОВЭД, рис.2

Высокий показатель грузооборота в 2013 году объясняется  как ростом насыпных, так и наливных грузов:

Объём перевалки сухогрузов увеличился на 0,6% и составил 233,3 млн. т, в том числе: угля – 92,7 млн. т (+13,5%). Это вызвано, по мнению ряда экспертов,  наращиванием портовых мощностей.

Перевалка грузов в контейнерах –  увеличилась до 40,7 млн. т (+3,9%). Это связано с тем, что в структуре экспорта и импорта России в 2013 году темпы роста показывает импорт, а именно контейнерами перевозится значительная часть потребительских товаров.

Минеральные удобрения составили  11,8 млн.т (+24,0%) в грузообороте. Такой рост произошел на фоне резкого спада в прошлом году. Рост  также связывают с развитием инфраструктуры портов.  Стоит отметить, что увеличилась перевалка руды – 6,8 млн. т (+3,1%).  

В то же время, объем перевалки черных металлов сократился до 20,0 млн.т (-16,2%). Отчасти, это связано с сокращением производства железной руды компанией «Металлоинвест» (на 4,4%), сокращением её отгрузки на 11%. Это произошло из-за снижения производства металлопродукции на Урале и в Поволжье, снижения экспорта металлов во Вьетнам и Турцию. Помимо этого, увеличивались цены на руду.

 Снизился грузооборот зерна – до 16,0 млн.т (-30,1%). Это произошло на фоне общемировых тенденций - о снижении производства зерна объявили и страны Европы, и США, хотя, на конец года  делаются и оптимистичные прогнозы.

Уменьшилась на 26,5%  и перевалка лесных грузов – до 4,1 млн. т. Возможно, это связано со снижением общего производства продукции лесоперерабатывающей промышленности. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) подвела промежуточные итоги развития лесоперерабатывающей промышленности в 2013 г. За 11 месяцев 2013 г. общий объем промышленного производства пиломатериалов в России снизился на 1,2%, составив 19,1 млн. м3.

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г.,ПРОВЭД, рис.3

Объем перевалки наливных грузов более чем в полтора раза превышает сухогрузы. Так, он составил 305,2 млн. т (+5,9%), в том числе, сырой нефти – 190,4 млн. т (+4,9%). По мнению экспертов, такой рост произошел из-за увеличения производства нефти и роста экспорта в страны Европы, для которых был характерен высокий спрос.

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г. ,ПРОВЭД, рис.4

Несмотря на то, что за 11 месяцев 2013 года экспорт, преимущественно,  был низкий, по многим месяцам ниже аналогичного периода 2012 года, а импорт увеличивался незначительно,   для грузооборота характерны другие тенденции.  

По направлению ввоза экспортных грузов перегружено 420,8 млн. т, что на 2,5% больше аналогичного периода прошлого года, импортных грузов – 42,4 млн. т (+2,6%). Учитывая, что внешнеторговый оборот исчисляется в миллионах долларов, можно сделать вывод, что в целом  стоимостные объемы при перевозках растут медленнее, чем физический объем.

Также возросли объемы транзитных  перевозок – 42,8 млн. т (+9,2%) и увеличились   каботажные перевозки до 32,5 млн. т (+12,1%).  Это связано с развитием инфраструктуры портов.

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г. ,ПРОВЭД,рис.5

В целом, в структуре грузооборота морских портов преобладают порты Балтики, Азово-Черноморского бассейна и порты Дальневосточного бассейна. Наиболее высокий рост за 11 месяцев 2013 года был характерен для Арктического бассейна (он увеличился на 19,7%). По оценке экспертов, наибольшее увеличение произошло в Арктическом бассейне благодаря началу экспортной перевалки через терминал Варандей (Ненецкий автономный округ) нефти с новых месторождений. 

Самый сильный спад  был характерен для портов Каспийского бассейна. Это произошло вследствие внешнеэкономических проблем, связанных, в частности, с ситуацией в Иране, который является основным потребителем грузов, идущих через наши порты этого региона.  Причем,  тенденция к снижению продолжается уже в течение нескольких лет.

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г. ,ПРОВЭД,рис.6

Далее рассмотрим динамику по отдельным регионам.

Порты Арктического бассейна

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 42,0 млн. т. грузов, что на 19,7% больше, чем за 11 месяцев 2012 года. Объем перевалки сухогрузов увеличился на 2,5% и составил 22,6 млн.т, а наливных - вырос в 1,5 раза до 19,4 млн.т. Рост перевалки наливных грузов обусловлен увеличением перевалки сырой нефти на РПК «Белокаменка».

Совокупный грузооборот порта Мурманск составил 28,2 млн.т и вырос на 32,4%, порта Варандей – 4,9 млн.т (в 1,8 раза). Грузооборот этих портов стабильно увеличивается. В то же время,  грузооборот порта Архангельск сократился до 4,1 млн.т  (-15,2%). Причем, ещё в августе 2013 года СМИ сообщали о росте грузооборота на 1,2%. Это происходит по следующим причинам. Изначально  порт Архангельска имел ряд недостатков по сравнению с другими портами: он замерзает на полгода, находится в своеобразном «глухом углу». От Мурманска ближе не только на европейские маршруты, но и на маршруты Севморпути. Кроме того, Архангельский порт сложнее и неудобнее с точки зрения навигации — более мелководный, с узкими фарватерами Северной Двины. Ограничение по максимальной осадке судна для Мурманска составляет 15,5 м против 9,2 м в Архангельске, по длине судна — 265 м и 200 м соответственно. В результате,  многие торговые потоки идут в обход него. И на данный момент  даже снижение тарифов на услуги в данном порту ( на 20% для судов заграничного плавания и 10% для каботажного плавания) не смогли изменить ситуацию.

В порту Витино также понизился грузооборот до 2,3 млн.т (-33,7%). В 2012-м данный порт почти вдвое сократил экспортную перевалку бензина, что стало главной причиной снижения его грузооборота на 10,6%, до 3,8 млн тонн. Нынешний год принес Витинскому порту новые проблемы. Хотя за пять месяцев объемы перевалки здесь возросли на 20,5%, позитивная динамика была временной. Уже с июня главный клиент Витино, «НОВАТЭК», перенаправил отсюда основные объемы газоконденсата на свой новый комплекс в Усть-Луге.

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г. ,ПРОВЭД,рис.7

Порты Азово-Черноморского бассейна

Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 56,6 млн. т (-12,0%) в основном за счет зерна. Объём перевалки наливных грузов вырос до 102,3 млн.т (+4,1%). Грузооборот порта Новороссийск, считающегося крупнейшим портом России, снизился  до 102,8 млн.т (-4,6%). Основное отставание по объемам перевалки пришлось на сырую нефть и зерно: на 9,3 млн тонн и 3,7 млн тонн, соответственно, меньше, чем за шесть месяцев прошлого года. Такая динамика обусловлена перераспределением объемов нефти между различными экспортными направлениями на фоне снижения экспорта нефти из РФ, а также фактическим отсутствием экспорта зерна в первой половине года по причине неурожая в 2012 году и высоких внутренних цен на зерно.

Снизились  показатели и других портов. Туапсе - до 16,1 млн.т (-1,6%), Ростов-на-Дону - до 10,0 млн.т (-4,7%), Кавказ - до 7,3 млн.т (-16,7%).

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г. ,ПРОВЭД,рис.8

Порты Каспийского бассейна

Порты Каспийского бассейна также показывают спад.  В Каспийском бассейне в морских портах было перегружено 7,2 млн.т грузов, что на 24,3% меньше, чем за 11 месяцев 2012 г. Грузооборот портов снизился как за счёт сухогрузов до 2,8 млн.т (-37,3%), так и наливных грузов до 4,4 млн.т (-12,9%).

Грузооборот порта Махачкала сократился на 16,9%.  Отметим, что грузооборот этого порта стабильно уменьшается.  В основном это связывают с тем, что на сегодняшний день Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) остаётся неприватизированным – его 100-процентным собственником является государство. Как правило, когда говорят об эффективном управлении, предпочтение отдаётся в пользу частной формы собственности: государство – менее поворотливый механизм, а потому не так чутко реагирует на изменения в рыночной конъюнктуре, падение или увеличение спроса на вывозимые и ввозимые товары и т. д. Снизились также грузообороты портов Астрахань - на 28,8% и Оля - в 2,7 раза.

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г. ,ПРОВЭД,рис.9

Порты Дальневосточного бассейна

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 131,9 млн. т (+7,9%), их них: сухогрузов – до 76,1 млн.т (+6,0%), наливных грузов – до 55,8 млн.т (+10,6%). Увеличили грузооборот порты Восточный до 44,1 млн. т (+14,4%), Ванино до 21,6 млн. т (+18,7%), Находка до 16,6 млн.т  (+7,7%), Владивосток до 13,3 млн.т (+9,0%).

Рост перевалки угля через порты Дальнего Востока (ориентированы на рынок АТР), который начался еще в 2011 году, продолжается. Угольные и металлургические компании продолжают увеличивать загрузку своих мощностей по перевалке на Дальнем Востоке. В увеличении перевалки угля через порты нет ничего удивительного, поскольку на российском рынке наблюдается перепроизводство, и грузооборот растет исключительно за счет экспорта.

В то же время сократился грузооборот портов Пригородное  - до 14,6 млн.т (-1,9%), Де-Кастри до 6,4 млн.т (-6,5%), Посьет до 5,1 млн.т  (–5,4%).

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г. ,ПРОВЭД,рис.10

Порты Балтийского бассейна

Объем перевалки грузов в портах Балтийского бассейна вырос до 198,5 млн. т (+4,0%), в том числе: сухогрузов до 75,3 млн. т (+8,4%), наливных до 123,2 млн. т (+1,5%). Грузооборот порта Усть-Луга вырос до 57,5 млн.т (+35,6%).

Увеличение грузооборота Усть-Луги связывают с огромным объемом инвестиций и строительством нефтяного терминала. В конце июня в порту открылись терминалы «Новатэка» и «Сибура» проектной мощностью 6 млн. и 4 млн. т.,  соответственно.

Грузооборот порта Высоцк – составил 14,8 млн.т (+19,9%), Рост грузооборота вызван тем, что компания начала обрабатывать суда типоразмера Panamax, что существенно увеличило интерес клиентов к порту и расширило географию поставок. 

Грузооборот порта Калининград увеличился  до 12,5 млн.т (+8,7%) во многом за счет перевалки экспортных грузов.

В то же время, сократился объем перевалки грузов в портах Приморск до 58,9 млн.т (-15,1%) и Большой порт С-Петербург до 53,3 млн.т (-0,8%). Это связано с тем, что в последние годы в порту осуществлялась перевалка нефтяных грузов, и теперь эта часть товаропотока была перенаправлена на порт Усть-Луга. Ещё одна причина отрицательной динамики кроется в снижении объема перевалки черных металлов. Их спрос на европейском и американском рынке в последнее время упал.

Основные тенденции развития портов России за 11 месяцев 2013 г. ,ПРОВЭД,рис.11

Таким образом, увеличение грузооборота в 2013 году вызвано как общемировыми тенденциями, так и переориентацией определенных товарных потоков на различные порты. Отметим, что вложения средств в развитие инфраструктуры положительно сказались на грузообороте ряда портов. В то же время,  более старые порты, которые исторически были лидерами по перевалке грузов, постепенно сдают свои позиции, например, Новороссийский порт или Большой порт Санкт-Петербург. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...