Таможня

Как попасть в "зеленый сектор"?

Такой вопрос часто звучит от участников ВЭД, которые озабочены минимизацией своих расходов, связанных с проведением таможенного контроля. Дополнительные проверки и таможенные досмотры отнимают уйму времени (а значит и денег), не только у мелких, но и крупных компаний. На сегодняшний день таможенная служба из официальных вариантов условно предлагает два: отраслевой подход и категорирование.

 

О первом подходе мы уже довольно много писали. Вкратце напомним. Если ваша компания является производителем и одновременно импортером товаров, необходимых в производстве, или вы производите продукцию на экспорт, или вы являетесь импортерами мяса и мясопродуктов, или рыбы и морепродуктов, у вас есть шанс, конечно, при соблюдении определенных условий, оговоренных соответствующими приказами Федеральной таможенной службы, попасть «белые» списки, сформированные по отраслевому признаку.

Эксперимент по категорированию участников ВЭД,  который, в соответствии с приказом ФТС от 07.09.2012 №1809 «Об утверждении Временного порядка категорирования участников внешнеэкономической деятельности на основе критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности», в таможенных органах проводился в этом году, таможенная служба оценила в итоге, как успешный. По результатам эксперимента Временный порядок категорирования преобразован в постоянно действующую технологию, а сам приказ отменен.

По окончании эксперимента, критерии были переработаны и утверждены приказом от 26.03.2013 №589, а вот методики их расчетов таможенники «спрятали» в другом документе под грифом «для служебного пользования». Там же скрываются весовые коэффициенты каждого из критериев, на основе которых происходит автоматическая оценка деятельности участников ВЭД.

По замыслу архитекторов проекта, это позволяет исключить субъективный характер и коррупционную составляющую при принятии решения об отнесении субъекта ВЭД к той или иной степени риска. Результаты проводимого анализа используются в дальнейшем для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых добросовестными импортерами. Поскольку технология полностью автоматизирована, о происходящих внутри машины процессах знают лишь те, кто работал над алгоритмом и, собственно, программированием этого действия. Учитывая узость круга, проверить, насколько корректно работает техника, со стороны возможным не представляется.

Таким образом, у вас есть шанс попасть в «зеленый сектор», если ваша компания будет отнесена в зону с низкой степенью риска. Что для этого нужно сделать, вы можете только догадываться, поскольку, критерии, по которым происходит автоматическая оценка, не разглашаются.  Кроме того, вы не можете сами заявить о своей благонадежности, в виду отсутствия механизма разрешительного порядка, как такового. Отсутствие прозрачности – главный минус данной схемы.

Насколько велики ваши шансы, можно судить по следующим данным. По сообщениям ФТС, в настоящее время в России насчитывается около 67 тысяч организаций-импортеров. Из них, в ходе работы представленной вам технологии, низкий уровень риска нарушения таможенного законодательства был определен в отношении лишь 3% от их числа. Как оказалось, в совокупности эти 3 процента оформляют около 40% ввозимых товарных партий, и уплачивают 52% таможенных платежей. Очевидно, что очередным шагом в этом направлении будет внедрение технологии автоматического выпуска, где главными выгодоприобретателями этого процесса и станут пресловутые 3 процента.

Устраивает ли ФТС, что ей придется и дальше работать с такой значительной долей предположительно «недобросовестных» участников ВЭД – пока неизвестно.

  

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы