Экономика

Путин о ФТС: Как начинаете реализовывать – одно сплошное жульничество

Чего боится и стыдится Андрей Бельянинов

Президент России Владимир Путин на экономическом совете заявил главе ФТС Андрею Бельянинову, что лучше бы тот рассказал, как таможенники будут улучшать свою работу, а то только просят увеличения штатов. А по поводу конфиската глава государства вообще выразил мысль, что не надо таможне его реализовывать, поскольку при этом проявляется одно сплошное жульничество. Андрей Бельянинов говорил, что боится, стыдится и не хочет отнимать хлеб у других.

 

Это звучит несколько по-детски

Андрей Бельянинов, как водится у чиновников, выступающих перед начальством, сначала должен был сказать о достижениях работы, а потом о проблемах и предложить решение. У главы ФТС это получилось, но, судя по ответам президента, плохо.

«Я думаю, что мы вышли на серьезные передовые позиции по технологиям. Что касается предварительного информирования, электронного декларирования – это, наверное, уже навязший в зубах термин», - сказал Андрей Бельянинов, видимо, чувствуя, что то о чём он говорит – это что-то очень часто уже звучавшее.

«Владимир Владимирович, на нас сваливается такое количество сейчас задач без передачи штатной численности и бюджета. Я боюсь, что мы не справимся. Может, это звучит несколько по-детски, но это все складывается в те проблемы, которые сегодня мы обсуждаем. Увеличивается количество мест оформления почтовых отправлений, увеличивается количество международных аэропортов, увеличивается потребность в таможенниках в морских портах. У нас только на Дальнем Востоке 32 порта, и требуется, чтобы практических все они работали круглосуточно», - продолжал глава ФТС.

«Нам сейчас передают функционал по уничтожению и реализации конфискованного, задержанного контрафактного имущества. Все это не сопровождается ни бюджетным финансированием, ни увеличением штатной численности», - объяснял проблемы президенту Андрей Бельянинов.

Страхи и нужды главного начальника таможенной службы не проняли президента.

«А что его реализовывать? Его уничтожать надо. Как начинаете реализовывать – там одно сплошное жульничество. Надо уничтожать», - сказал Владимир Путин.

Андрей Бельянинов начал говорить  что-то из разряда "а почему другим – всё, а нам – ничего".....

«Но наши смежники получают штатную численность, мы – нет. Пограничники получают и так далее. Вот сейчас в Пулково крупнейший терминал ввели. Мы на первых порах справляемся со штатом. В дальнейшем будем испытывать, безусловно, определенную проблематику в связи с тем, что мы действительно все на 20 процентов сокращение провели. Извините, вот такая реплика, может быть, с просьбой о помощи. Спасибо», - сказал он.

«Что-то вы ничего не сказали по поводу, как будете улучшать свою работу, только просите увеличения штатов. Деньги, штаты попросить – это святое дело», - ответил на это президент.

«Стыдно даже просить», - посетовал Андрей Бельянинов.

Бельянинов не хотел отнимать хлеб

Президент России сказал, что не стыдно, проблемы штата решать надо на уровне правительства,  но сейчас речь нужно было вести о другом.

«Нет, не стыдно, почему? Это все должно быть обосновано, к председателю (правительства – прим. ред.) заходите с обоснованием. Мы сейчас говорим о каких-то более фундаментальных вещах, связанных с технологиями работы, с фундаментальными изменениями процедур, вот о чем речь», - пояснил Владимир Путин.

Глава ФТС убеждал президента, что не говорил того, чего от него ждали исключительно потому, что предыдущий оратор, вице-президент "Деловой России", руководитель рабочей группы АСИ по совершенствованию таможенного администрирования Виталий Сурвилло сказал всё, что надо, и ФТС причастно к сказанному.

«Я не хотел отнимать хлеб, потому что Сурвилло Виталий Юрьевич все сказал, в общем-то, это плод совместных наших усилий», - пояснил Бельянинов.

Что сказал Сурвилло

Виталий Сурвилло ранее выступил о том, что дала «дорожная карта» совершенствования таможенного администрирования за полтора года существования.

Сложности разработки и реализации карты, по его словам, были связаны с тем, что, по сути, за перемещение товаров через границу отвечает не только Федеральная таможенная служба, но и еще много других контролирующих органов, масса других органов исполнительной власти. Сложности были связаны с наднациональным характером части таможенного администрирования и, наконец, с тем обстоятельством, что речь шла о реформировании сферы, которая обеспечивает фактически более половины дохода федерального бюджета.

«В течение всего 2013 года, по сути, создавался задел для качественного улучшения работы таможни в будущем, потому что основные ключевые мероприятия «дорожной карты» приходятся на 2014 год, главным образом, на его первые месяцы», - сказал Виталий Сурвилло.

Так, по его мнению, введенное в отчетном периоде обязательное предварительное информирование по товарам и транспортным средствам, пересекающим границу в пунктах автомобильного пропуска, позволяет рассчитывать не только на ускорение таможенных процедур, но и на настройку системы управления рисков на работу с упреждением, когда степень рисков по тому или иному грузу формируется компьютером еще до его прибытия в пункт пропуска.

«Уже сейчас можно говорить о том, что время таможенных операций в пункте пропуска сократилось. По оценкам того же Всемирного банка, совокупное время импортных процедур сократилось с 36 до 21 дня. Стоит отметить в этой связи значение начавшейся работы по автоматизации учета временных затрат участников ВЭД, начиная от момента подачи предварительной информации и до выпуска товаров», - уточнил Сурвилло.

Также было сказано, что еще больше надежд бизнес связывает с развитием электронного документооборота, и уже сейчас участнику ВЭД не надо представлять таможенным органам паспорт сделки, а уполномоченным банкам – копии декларации на товар, доверенность на декларанта, готовить распоряжение об отказе от предъявления в бумажном виде сертификатов соответствия. В январе следующего года ожидается издание приказа, который исключит дублирование электронных документов бумажными.

Господин Сурвилло выразил надежду, что в январе 2014 года будет внедрена система категорирования с четкими критериями оценки надёжности участников внешнеэкономической деятельности для определения рисков.

К результатам действия карты Виталий Сурвилло причислил и приняты с годовым опозданием закон, запрещающий подведомственным Федеральной таможенной службе организациям заниматься предпринимательской деятельностью в таможенной сфере.

При этом, как отметил выступающий,  при всех хороших показателях выполняемости «дорожной карты» не стоит, придаваться эйфории, «потому что все-таки надо понимать, что вначале многие пункты «дорожной карты» закрывались формально бумагой, не решавшей сути вопроса».

Нашлось место упоминанию о нехватке средств на наилучшее исполнение плана «дорожной карты».

«Потенциал некоторых мероприятий, очень важных мероприятий, таких, как предварительное информирование и электронный документооборот, существенно нивелируется отсутствием достаточного финансирования на выполнение пунктов о модернизации пунктов пропуска или разработки системы межведомственного электронного взаимодействия. Очень хотелось бы, чтобы в новом бюджетном цикле эти вопросы не забылись и не растворились», - попросил Виталий Сурвилло, добавив, что государство могло бы также задействовать механизмы государственно-частного партнерства в вопросах оснащения пунктов пропуска.

«И, конечно, мы уверены в необходимости более тщательного контроля за выполнением планов по системе межведомственного электронного взаимодействия. Здесь больше вопросов не к самой таможне, а к другим органам исполнительной власти. Но мы абсолютно уверены, что без СМЭВ невозможно выстроить передовую и ресурсосберегающую технологию таможенного администрирования»,  - добавил он.

Взаимодействие с Минтрансом по карте наладилось, но всё равно в сроки по разработке плана мероприятий по улучшению ситуации морских портов не укладываются. «Мы не сможем перевести на себя международные транзитные потоки, мы не сумеем обеспечить развитие Дальневосточного региона без кардинальных изменений существующего порядка обработки грузов в портах», - сказал докладчик.

Виталий Сурвилло отметил неготовность таможенных органов даже в пилотном проекте в качестве эксперимента опробовать одобренную президентом в мае 2012 года схему переноса расчета и уплаты таможенных платежей на этап после выпуска при наличии приемлемого для таможни финансового обеспечения.

Главное, чего удалось достичь за полтора года работы над картой и по карте – регулярного и конструктивного диалога Федеральной таможенной службы с бизнесом, считает Виталий Сурвилло.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы