Экономика

Чтобы наполнить бюджет, нужно отменить налоговые льготы?

Премьер Дмитрий Медведев в связи с недобором доходов поручил Минфину и Минэкономразвития до 15 мая 2014 г. проанализировать эффективность налоговых льгот. Первые кандидаты на отмену — прямые льготы,  особенно дискриминационные преференции: льготы инноваторам, ускоренная амортизация в лизинге, пониженная ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей....

 

  Из-за налоговых преференций консолидированный бюджет в прошлом году недополучил 1,8 трлн руб., или 2,9% ВВП, следует из подготовленного Минфином мониторинга Почти 95% потерь — льготы по четырем налогам: на прибыль, добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых и имущество организаций. Минфин готовится провести инвентаризацию, с тем, чтобы  к следующему бюджетному циклу представить Госдуме список льгот, которые можно отменить с 2015-2017 гг.

В 2014 г. дефицит бюджета запланирован на уровне 0,5% ВВП, в 2015 г. — 1%, в 2016 г. — 0,6%, может быть и хуже. Прогноз по доходам завышен, источники финансирования дефицита не кажутся надежными, макропрогноз слишком оптимистичен, критиковали проект бюджета на 2014-2016 гг. аудиторы Счетной палаты, пишут "Ведомости"...Даже замминистра финансов Татьяна Нестеренко признавала, что за три года бюджет может недополучить 1 трлн руб., а по некоторым подсчетам, и   1,6 трлн. руб.

По мнению председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, экономический эффект от 117 из 128 действующих налоговых преференций вообще не оценивается. Льготы — это налоговые расходы бюджета, считают Минфин с ФНС. А для Минэкономразвития это компенсация потерь, которые несет бизнес из-за институциональных недостатков, говорится в отчете Счетной палаты, хотя и  бизнесу они не очень помогают,  и бюджет с 2010 г. по первое полугодие 2012 г. недополучил 1 трлн руб.

Многие льготы практически не применяются, писали аудиторы. Особые экономические зоны не востребованы: из зарегистрированных в них 300 резидентов деятельность вели 117.

В документе Минфина налоговые преференции поделены на три типа: прямые льготы, структурные элементы налоговой системы и смешанные, пояснил чиновник Минфина. Прямые льготы предоставляются для развития отраслей, а также для поддержки социально незащищенных категорий граждан, говорится в проекте доклада Минфина на основе заключений экспертов Высшей школы экономики и РАНХиГС. Существуют и иные преференции: они обусловлены структурой налоговой системы и использованием общих принципов налогообложения, пишут чиновники, например, освобождение банковских операций и услуг по страхованию от НДС.

Исходя из данных Минфина, наибольшие потери бюджет несет от прямых налоговых льгот: в 2012 г. они составили 71,7% всех налоговых расходов. Самые дорогие льготы — по НДПИ для выработанных (156 млрд руб., или 0,25% ВВП) и новых (89,4 млрд руб., или 0,14% ВВП) месторождений.

Среди других преференций самые дорогие — амортизационная премия (0,22% ВВП), снижение прибыли на убытки (0,21%) и нулевая ставка по дивидендам российских компаний (0,13%).

Минфин пока лишь хочет создать инструмент для анализа налоговых расходов, успокаивает директор налогового департамента Минфина Илья Трунин: «Вполне возможно, правительство и Дума сделают вывод, что надо не отменять льготы, а, наоборот, вводить новые».

Выводы еще не сделаны, говорит и представитель Счетной палаты: для анализа будет создана специальная группа с участием Счетной палаты, Минэкономразвития, ФСТ, «Опоры России» и РСПП. Не всем льготам необходима оценка эффективности, замечает представитель Минэкономразвития, — она не нужна для социальных льгот, а экономическую отдачу нужно определять по стимулирующим льготам: был ли эффект для бизнеса, сопоставимый с потерями бюджета.

Бизнес же считает,  что отмена налоговых преференций снижает инвестиционную привлекательность   желание компаний вкладываться в инфраструктуру: отменяя льготы, нужно предлагать механизм компенсаций для инвесторов. Из 290 налоговых льгот ни одну нельзя вычеркнуть безболезненно для экономики, каждая из них направлена либо на поддержание отраслей, либо на стимулирование инвестиционной деятельности, либо обусловлена международными соглашениями.

Особенно болезненной может стать отмена региональных льгот по налогу на прибыль и на имущество. Во многих регионах  эти льготы предоставлены крупным иностранным инвесторам, их отмена значительно понизит привлекательность таких вложений. Это не только эффективный инструмент привлечения инвесторов, но и возможность для региона четко обозначить предпочтения в развитии экономики: кто-то снижает налоги для транспортных компаний, кто-то — для финансовых, а кто-то — для IT.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...