Аналитика

Основные изменения в дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования»: невыполненные мероприятия и планы на будущее

Одним из основных документов в сфере совершенствования таможенного регулирования стала Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденная распоряжением Правительства РФ 29 июня 2012 года. Однако в ходе её реализации проявились и некоторые её недостатки, а ряд мероприятий не удалось осуществить в срок. В результате было принято решение о её корректировке. Поэтому В октябре 2013 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении изменений в план мероприятий ("дорожную карту") "Совершенствование таможенного администрирования". Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров. В соответствии с распоряжением, план мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденный распоряжением правительства 29 июня 2012г. N1125-р, излагается в новой редакции.

Изменения коснулись практически всех разделов дорожной карты. Изменилось многое - от несущественных формулировок до изменения сроков. Рассмотрим эти изменения более подробно.

Общее описание «Дорожной карты»

Изменилось начало описания: Настоящая «дорожная карта» сменилось на План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования" (далее - "дорожная карта"). Такое название более корректно, т.к. самого понятия «дорожная карта» в законодательстве нет. Оно было создано исключительно для удобства участников ВЭД и всех лиц, пользующихся дорожной картой.

Ещё одно важное изменение - если ранее целевой ориентир в виде рейтинга  Doing Business, распределенный по годам включался в текст общего описания «Дорожной карты», то теперь он включается в контрольные показатели.

Данное изменение вполне логично, ведь по смыслу это также контрольный показатель всей дорожной карты в целом.

Ещё одним изменением, коснувшимся всей дорожной карты, стало добавление в контрольные показатели, в том числе и в позицию России в рейтинге Doing Business, показателей за 2013, 2014 годы. Так в соответствии с новым рейтингом в 2013 году Россия поднимется на 155 место, а в 2014 на 130. Сейчас же по оценке Doing Business Россия резко поднялась на 112 место. Будем надеяться, что Россия продолжит такую положительную тенденцию до 2018 года и далее.

1

Аналогичные изменения коснулись и количества, сроков подготовки документов, необходимых для прохождения границы при экспорте и импорте (тоже добавились промежуточные прогнозные значения 2014 и 2015 г.). Немного скорректированы показатели по 2015 году (например, при экспорте количество документов, требуемых при прохождении границы собираются сокращать не до 4-х как было ранее, а только до 6.

Теперь перейдем непосредственно к самому плану мероприятий.

1. Совершенствование таможенных операций

Сокращение перечня документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров и выпуске товаров.

В соответствии с предыдущей редакцией документа предлагалось сократить при экспорте и импорте на один документ информацию о следующих фактах:

1. Документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию (при условии, если все это подается в виде электронного документа).

2. Контракт, при наличии документов, подтверждающих все существенные условия сделки

3. Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.

Сейчас в новой редакции отмечено в графе «ожидаемый результат», сказано, что  планируется отмена требования о предоставлении соответствующих документов. Сроки сохранены прежние: 2014, 2018, 2018 соответственно.

Другими словами, данный пункт был ужесточен - сокращение числа таких документов было заменено на их полную отмену.

2

Достигнуты также положительные изменения в части сокращения и других предоставляемых сведений.

Так, в соответствии с дорожной картой  к январю 2013 года планировалось сократить количество сведений в транзитной декларации для перевозок по книжкам МДП до 15.  И сейчас в документе содержится отметка, что данное мероприятие исполнено.

Комментарий ПРОВЭД

Решением Комиссии Таможенного союза от 12 июля 2012 года № 104 были внесены изменения в решение Комиссии ТС от 18 июня 2010 года № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

Предварительное информирование

Одними из приоритетных задач ещё на 2012 год являлись обеспечение в пунктах пропуска систем предварительного информирования, а также использование предварительной информации в рамках системы управления рисками.  Планировалось, что система должна работать следующим образом: таможенник на пункте пропуска запрашивает необходимые сведения, и вся предварительная информация в режиме реального времени отображается у него на мониторе.

В новой дорожной карте отмечено, что уже обеспечена  бесперебойная работа информационной системы, используемой для представления предварительной информации; обеспечено наличие предварительной информации в информационной системе таможенного органа в 100 %  случаев при условии, что лицо, подавшее предварительную информацию, получило подтверждение о ее поступлении в базу данных таможенного органа. Помимо этого предварительная информация стала использоваться в рамках СУР (это также относится к уже реализованным мероприятиям).

Другими словами, эти мероприятия выполнены, а также изданы соответствующие нормативно-правовые акты ФТС (что указано уже в новой дорожной карте).

В новой дорожной карте по вопросу предварительной информации добавлен новый пункт:

«Издание правовых актов, регламентирующих использование предварительной информации государственными органами, осуществляющими государственный контроль в автомобильных пунктах пропуска, в том числе в целях применения системы управления рисками». Издать соответствующие документы планируется уже к январю 2014 года.

На данный момент действует только Концепция системы предварительного информирования, а её явно недостаточно.

Новая дорожная карта также дополнена тем, что к январю 2014 г. необходимы программно-технические средства на апп, позволяющие применять предварительную информацию в рамках СУР.

Автоматическая регистрация поданной декларации

В старой дорожной карте планировалась разработка и реализация поданной таможенной декларации в виде электронного документа (к январю 2014 г.), в качестве результата планировалось лишь исключить возможность несвоевременного принятия поданной декларации.

В новой дорожной карте пошли дальше и расширили этот пункт:

К январю 2014 года планируется полная автоматизация процедуры регистрации такой декларации, передача лицу, подавшему декларацию информации о факте поступления её в систему таможенного органа. 

Автоматический выпуск

Дорожная карта также рассматривает ряд вопросов, связанных с автоматическим выпуском товаров.

В соответствии со старой редакцией дорожной карты в отношении автоматического выпуска планировалась:

1. реализация его пилотного проекта. Это предполагалось сделать к 2015 году.

Новая дорожная карта расширяет формулировки:

3

2. Полномасштабное введение данной системы запланировано на 2018 год. Формулировки аналогичны как и для пилотного проекта с той лишь разницей, что в январю 2018 года автоматический выпуск будет применяться в отношении всех участников внешнеэкономической деятельности. Важным моментом является то, что в соответствии с новой редакцией автоматический выпуск должен осуществляться в соответствии с протоколом о внесении изменений в Таможенный кодекс ТС и соответствующий ФЗ.

Когда бумажный документооборот станет электронным

Ещё один камень преткновения в таможенных органах - дублирование электронных документов бумажными.  Это по-прежнему планируется сделать к 2014 году, а пока исключено дублирование  документов только в отношении тех товаров, которые не попадают под профили риска.

В новой редакции формулировка вновь более конкретизированная:

4

И это положительный момент, т.к. неточно сформулированная цель не приводит к ожидаемым результатам.

Удаленный выпуск товаров

Одним из важных моментов работы всей системы таможенных органов является «удаленный выпуск товаров», т.е. возможность выпуска вне зависимости от нахождения декларируемых товаров. Изменений в пункте «Обеспечение права декларантов подать таможенную декларацию на товары в виде электронного документа в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров «удаленный выпуск» не произошло. Реализация пилотного проекта планируется к январю 2014 года, а полномасштабное внедрение данной технологии к январю 2018 года.

В новой дорожной карте по данному вопросу появился ещё один пункт:

Наделение таможенных органов, действующих в автомобильных пунктах пропуска, правом совершать таможенные процедуры в рамках удаленного выпуска. Т.е. появился пункт о юридическом закреплении данной функции. Это планируется сделать к январю 2018 года.

Ещё один новый пункт - Определение перечня автомобильных пунктов пропуска, требующих первоочередного оснащения необходимым оборудованием, создания соответствующей инфраструктуры. Соответствующий перечень в виде доклада Правительству должен быть утвержден уже в декабре 2013 года.

Если раньше техническое оснащение планировалось реализовывать в два этапа: реализация пилотного проекта - январь 2014 года) и полномасштабное оснащение  - январь 2018 года,

То теперь по новой дорожной карте пункты пропуска, требующие первоочередного оснащения  планируется оснастить к октябрю 2015 года, а все остальные к июлю 2017 года.

К количеству ответственных лиц за данное мероприятие добавились Роспотребнадзор и Россельхознадзор.

Транспортная ситуация в морских портах

Один из основных пунктов «дорожной карты» - разработка плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, включая:

·         обеспечение круглосуточной  работы всех государственных  органов и коммерческих

·         организаций, функции (деятельность) которых связаны с  обработкой грузов в морских

·         портах (кроме тех, в которых это нецелесообразно);

·         осуществление мероприятий,  направленных на ускорение вывоза грузов из морских портов, в том  числе за счет внедрения системы "одного окна" для государственных  контрольных органов, сокращения  требуемых документов и сведений  при приходе морского судна (до минимума, принятого в других  европейских странах);  

·         внедрение системы электронного взаимодействия и применения  международных систем классификации и кодирования;

·         разработку стандартных документов и технологий обработки грузов в морских портах для коммерческих организаций, осуществляющих разгрузку (перевалку), хранение и иные операции по обработке грузов в  морских портах;

·         стимулирование коммерческих  организаций в целях сокращения сроков нахождения грузов в морских портах до минимума, необходимого для проведения грузовых операций.

В новой дорожной карте по этому пункту изменен и конкретизирован ожидаемый результат. 

Если раньше была дана общая формулировка «сокращение сроков нахождения грузов в морских портах» до окончания времени, необходимого для разгрузки морского судна (перевалки грузов на другой вид транспорта) и планировалось это сделать уже к сентябрю 2013 года, то сейчас формулировка другая и срок -  ноябрь 2013 года. Основная причина изменения - невыполнение мероприятия  к первоначальному сроку.

5

Также добавилось число ответственных лиц - Минкомсвязь России, Минэкономразвития

России, ФТС России, ФСБ России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Минсельхоз России, Росграница с участием объединений предпринимателей.

Другими словами данный пункт стал более конкретизирован.

 

Сокращение срока совершения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска

В новой дорожной карт изменена структура самого документа в отношении данной сферы таможенного дела. Так, если раньше сокращение сроков совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (при условии , что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация, товары и транспортные средства не попадают под профили рисков, и не требуют дополнительной проверки документов или досмотра) предусматривал поэтапную реализацию:

Для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю - до 70 минут - к декабрю 2013 года.

Второй этап -  сокращение срока прохождения транспортными средствами контроля в апп до 60 минут - к декабрю 2015 года.

Третий этап - сокращение срока прохождения транспортными средствами контроля в АПП, в отношении которых проводится ветеринарный, фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль до 20 минут, а по которым не выявлены риски нарушений - до 10 минут к январю 2018 года.

6

Теперь в новой дорожной карте все эти этапы стали отдельными пунктами дорожной карты, а к лицам, отвечающим за их реализацию добавился Ространснадзор и Росавтодор.

А в отношении третьего этапа существенные изменения: теперь до 20 минут планируется сокращать оформление тех товаров, которые НЕ проходят разные виды контроля и не попадают под профили рисков. А строчка о сокращении до 10 минут оформления таких товаров убрана.

В новой дорожной карте добавлен пункт: «Разработка федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль в отношении товаров в связи с их ввозом на таможенную территорию Таможенного союза и их вывозом с таможенной территории Таможенного союза, нормативов по срокам проверки товаров и транспортных средств,  проводимой в случае выявления рисков нарушения законодательства Российской Федерации».

К январю 2014 года планируется утвердить предельные сроки проверок в правовых актах федеральных органов исполнительной власти. 

Осуществление таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска

Ряд изменений коснулся дорожную карту и в отношении железнодорожных пунктов пропуска.

Так, раньше общий пункт «Сокращение сроков совершения операций по осуществлению государственного контроля в ж/д пунктах пропуска в отношении товаров, которые не попадают под профили риска, и не требующие дополнительной проверки документов или досмотра» также содержал 2 стадии: пилотный проект (сокращение сроков до 2 часов  в отношении только пилотных пунктов пропуска) к декабрю 2013 года, то к декабрю 2015 года уже планировалось полномасштабное внедрение.

В новой дорожной карте этапы, входящие ранее в данный подпункт выделены отдельными пунктами, добавился пункт - определение перечня пунктов пропуска для пилотного проекта (к сентябрю 2013 года).

Помимо этого расширено число участников по реализации данного проекта: если раньше был Минтранс и ОАО «РЖД», то теперь ещё и ФТС России, Росграница, Россельхознадзор, "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".

Общее сокращение сроков осуществления таможенных операций для товаров, которые не попадают под профили рисков, но в отношении них предоставлена необходимая информация.

Следующий момент дорожной карты касается товаров, которые не попадают под профили рисков, но в отношении них предоставлена необходимая информация, но которые необходимо досматривать.

Данный пункт содержал 2 этапа: реализация пилотного проекта по сокращению сроков таможенного оформления:

·         (до 2 часов с момента представления таможенному органу необходимых документов или предъявления товаров) к 2013 году (пилотный проект по некоторым товарам)

·         И второй этап - сокращение срока выпуска большинства товаров (до 2 часов) к декабрю 2015 года.

В новой Дорожной карте этапы реализации также превратились в отдельные пункты, а к исполнителям добавилась Росграница.

Но есть также и более существенное изменение по второму этапу: по новой дорожной карте

….Полномасштабное сокращение срока осуществления таможенного контроля при выпуске товаров, перевозимых воздушным, автомобильным и железнодорожным видами транспорта, до 12 часов к декабрю 2016 года.

А сокращение до 2 часов планируется только к декабрю 2017 года.

7

Таким образом, сроки были продлены.

 

Выявление рисковых поставок при совершении операций в морских (речных) пунктах пропуска за счет первичного селектирования товаров

В старой дорожной карте такой пункт как:

Реализация пилотного проекта по сокращению срока совершения в морских (речных) пунктах пропуска таможенных операций за счет первичного селектирования товаров …

предусматривает реализацию 2 этапа:

1. пилотный проект сокращение срока прохождения таможенного контроля в пилотных пунтках пропуска до окончания времени, необходимого для разгрузки морского/речного судна и перевалки товаров на другой вид транспорта ( к декабрю 2013 года) в пилотных пунктах пропуска

2. полномасштабное внедрение системы во всех пунктах пропуска ( к декабрю 2015 года)

В новой дорожной карте изменена формулировка:

сокращен срок прохождения таможенного контроля в пилотных пунктах пропуска при декларировании и выпуске товаров, ввозимых морским (речным) транспортом, до срока, ограниченного промежутком времени, необходимым для разгрузки морского (речного) судна (перевалки грузов на другой вид транспорта).

9

Обеспечение совершенствования межведомственного взаимодействия

Обеспечение и совершенствование межведомственного электронного взаимодействия

В пункте «обеспечение межведомственного электронного взаимодействия» реализация «обеспечение бесперебойного функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия»  дополнена следующим пунктом:

«изданы правовые акты, подтверждающие работоспособность электронного сервиса федеральных органов исполнительной власти в продуктивной среде системы межведомственного электронного взаимодействия» - дата реализации - январь 2014 г.

Пункт переход федеральных органов исполнительной власти на использование системы межведомственного электронного взаимодействия  в старой дорожной карте планировался в ходе ряда этапов:

1. На первом этапе - снижение количе6ства документов, требуемых для пропуска товаров через границу, при импорте сокращение на 1 документ) за счет межведомственного документооборота без участия декларанта,

2. На втором этапе - снижение количества документов, требуемых для пропуска товаров через границу (импорт - сокращение на 2 документа) за счет межведомственного документооборота без участия декларанта - к январю 2014 года). Ответственными за реализацию были ФТС и заинтересованные ФОИВ.

В новой дорожной карте этот пункт звучит следующим образом: «обеспечено получение таможенными органами через систему межведомственного электронного взаимодействия всех документов, содержащихся в базах данных федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов и необходимых таможенным органам для выпуска товаров»

И при этом существенно увеличился список исполнителей:

ФТС России, Минфин России, Минпромторг России, Роспечать, Минспорт России, Роскомнадзор, Минкультуры России, ФСБ России, МВД России, Росаккредитация, Росздравнадзор, Росприроднадзор, ФНС России, Росрыболовство, Минздрав России, Минтруд России, Роскосмос, Минобороны России, Минобрнауки России, Россельхознадзор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФСТЭК России, ФСВТС России, Росавтодор, Ространснадзор, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

В новую дорожную карту также добавились следующие пункты:

1. Мониторинг эффективности межведомственного электронного взаимодействия, выявление проблем , который должен быть реализован посредством отчета «об эффективности межведомственного электронного взаимодействия и направлены в Правительство Российской

Федерации предложения по его оптимизации», который должен ежеквартально готовиться ФТС России в течение 2013 и 2014 годов.

2. Создание правовых оснований для перехода к использованию в целях ветеринарного контроля ветеринарных сопроводительных документов в виде электронных документов. К октябрю 2013 года Минсельхоз должен подготовить соответствующий нормативный акт.

3. Переход к электронной ветеринарной сертификации в торговле с третьими странами по мере их готовности, создание средств автоматизированной проверки документов.(К февралю 2014 года) Россельхознадзор и ФТС являются ответственными за реализацию данного пункта.

Сокращение сроков подготовки и получения документов

Сокращение сроков получения документов планировалось реализовать в целом к январю 2014 года, и в соответствии со старой дорожной картой это планировалось сделать в ходе нескольких этапов. ( В новой дорожной карте все эти мероприятия перечислены в отдельных пунктах).

Сокращение нормативных сроков получения разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений (к январю 2014 года планировалось сокращение до 15 дней сроков подготовки таких документов) :

1.1. В отношении товаров и транспортных средств, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕЭС в торговле с третьими странами.

В новой дорожной карте отмечено, что ответственность за выполнение этого пункта легла только на Минпромторг (раньше ещё добавлялись иные заинтересованные ФОИВ)

В отношении других пунктов изменений нет.  

Налоговый контроль

Один из важных вопросов дорожной карты также претерпел небольшие изменения. Это касается налогового контроля. Так, в соответствии с документами, к январю 2014 года  планируется освободить декларанта от обязанности предоставлять в налоговые органы на бумажном носителе информацию о таможенном декларировании ( о платежах и о фактическом вывозе). Теперь этот аспект регулирует  множество документов: 

федеральный закон, соглашение о сотрудничестве между ФТС России и ФНС России, протокол информационного взаимодействия между ФНС России и ФТС России.

Валютный контроль

Упрощения по вопросам валютного контроля коснулись целого ряда документов.  Основная идея - совершенствование механизма передачи документов между ведомствами.

Так, в соответствии с отметками в дорожной карте:

·         к сентябрю 2012 года уже реализована передача на федеральном уровне в ФТС России сведений обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок по внешнеторговым договорам (контрактам), представляемых при таможенном декларировании, в электронном виде в режиме времени, близком к реальному, с применением требований информационной безопасности. (Уже действует такой документ как "Положение о порядке передачи в налоговые органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля паспортов сделок в электронном виде" (утв. Банком России 21.06.2013 N 402-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.07.2013 N 29193).

·         К январю 2013 года уже отменена обязанность участника ВЭД представлять паспорт сделки в таможенные органы. (с 30 сентября 2012 года вступил в силу приказ ФТС «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании всех видов товаров вне зависимости от заявляемой таможенной процедуры»

·         К январю 2013 уже обеспечена передача на федеральном уровне в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Банку России и уполномоченным банкам (существует постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары»

·         К июлю 2013 отменена обязанность участника ВЭД представлять в уполномоченные банки бумажную копию таможенной декларации.

Таким образом, по данной группе мероприятий в целом достигнуты положительные результаты, и это отражено в новой дорожной карте.

Товары, являющиеся объектами таможенного контроля

В дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» отдельный пункт посвящен перечням подконтрольных товаров.

Так в целях исключения двоякого толкования  этих перечней, а именно:

·         Единый перечень товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения

·         Перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия ветеринарным, санитарно-эпидемиологическим и др. мерам

·         Перечень товаров, попадающих под экспортный контроль

·         Перечень продукции военного назначения.

Были разработаны меры, которые планируется осуществить  к январю 2014 г.

В новой и старой дорожной карте эти меры различаются:

10

Помимо этого, из новой дорожной карты был исключен пункт «подготовка предложений, разработка и утверждение единого административного регламента по реализации государственных функций по выдаче единого разрешительного документа, подтверждающего соблюдение ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ при перемещении товаров и транспортных средств через российский участок таможенной границы ТС, а также при совершении таможенных операций».

Это планировалось реализовать к январю 2013, ответственность за которую возлагалась на Минэконоразвития.

Совершенствование механизма уплаты таможенных платежей

В рамках данного раздела изменился такой пункт как  

«Внедрение института генеральной финансовой гарантии, использование обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенного при включении в реестр таможенных представителей, либо дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей исходя из принципа исключения риска неуплаты таможенных платежей».

По старой карте при условии представления такой гарантии обеспечивался выпуск в срок не более суток при условии представления генеральной финансовой гарантии.

Теперь этот пункт перефразировали:

12

Такой пункт как «Развитие механизмов удаленной уплаты таможенных платежей» был конкретизирован:

13

                      

Данное мероприятие, как отмечено в новой дорожной карте было реализовано к июлю 2013 года.

Соответствующее постановление  Правительства уже утверждено.

Но на этом разработчики дорожной карты не остановились, и в соответствии с новым пунктом карты к июлю 2014 года планируется осуществить полномасштабное внедрение механизмов удаленной уплаты таможенных платежей.

Также в новую дорожную карту был добавлен пункт о том, что теперь можно будет вносить денежный залог и предоставлять банковские гарантии в электронном виде. Все это планируется осуществить к декабрю 2014 г., а курируют данное направление ФТС России,

Минфин России с участием Банка России(по согласованию)

С точки зрения таможенных платежей большое внимание уделяется и срокам доведения информации о поступлении средств на счета таможенных органов.

Так были ужесточены следующие формулировки:

14

 По вопросам централизации учета изменены формулировки, даты и исполнители:

15

Совершенствование форм и методов таможенного контроля

В дорожной карте в рамках данного раздела перечисляются наиболее перспективные методы, которые позволяют осуществлять таможенный контроль эффективнее.

Представим данный пункт в виде таблицы:

16

Пересмотр механизмов контроля таможенной стоимости

В рамках данного раздела изменения произошли в таком пункте как «Смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров»

17

Это планируется реализовать к январю 2015 года.

Помимо того, в новой дорожной карте отмечено, что такой пункт как Подготовка предложений о принятии ускоренного порядка рассмотрения в судах споров по обжалованию корректировки таможенной стоимости уже реализован к июню 2013 г. И существует соответствующий Федеральный закон.

Развитие института таможенных представителей

По данному разделу произошло значительное число изменений.

Ранее по пункту «изменение критериев по исключению из реестра таможенных представителей, в том числе в связи с фактами привлечения к административной ответственности» к январю 2013 г. планировалось создать более благоприятные и стабильные условия деятельности таможенных представителей. Однако в данный срок мероприятие реализовано не было, поэтому  срок перенесли на октябрь и изменили формулировку: «изменены критерии исключения из реестра таможенных представителей в связи с фактами привлечения к административной ответственности таким образом, чтобы не допускать исключение из реестра таможенных представителей за совершение административных правонарушений при условии, что таможенным представителем административные штрафы своевременно и в полном объеме уплачены».

Следующий пункт «Изменение порядка и сроков представления отчетности таможенными представителями» также переиначен:

18

Наконец, изменился и третий пункт: «Внесение изменений в законодательство Российской Федерации с целью исключения возможности осуществления предпринимательской деятельности в области таможенного дела подведомственными ФТС России организациями»

19

В отношении последнего пункта стоит отметить, что проект федерального закона уже внесен в Государственную Думу.

Расширение специальных упрощений для уполномоченных  экономических операторов

Уполномоченные экономические операторы - это особая категория участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому они не могли не найти свое отражени в дорожной карте.

В чем же состоят основные изменения:

В рамках пункта «осуществление выпуска товаров до подачи декларации на товары без расчета сумм обеспечения по конкретной товарной партии для всех уполномоченных экономических операторов»

20

Стоит отметить, что данное мероприятие в указанный срок реализовано не было, а новая формулировка является более размытой, нежели старая.

Создание условий для мотивации должностных лиц таможенных органов

Как увеличить эффективность совершения таможенных операций и уменьшить коррупцию? Конечно же мотивировать таможенников выполнять свою работу лучше.

Тем не менее реализация дорожной карты по данному вопросу весьма противоречива.

Как сказано в новой дорожной карте, социальные гарантии и заработная плата не были повышены до уровня других ведомств к планируемому январю 2013 года. Поэтому осуществлять материальное стимулирование и предоставлять  социальные гарантии планируется уже к январю 2014 года. 

А вот разработка системы ключевых показателей эффективности работы таможенников  и система их мониторинга была разработана к январю 2013 года и нашла свое отражение в документе Правительства РФ.

Совершенствование административной ответственности за нарушение таможенных правил

Поскольку Россия является членом Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, особую важность имеет гармонизация законодательства в сфере административных правонарушений.

Однако обеспечение соразмерность и адекватность наказания совершенным правонарушениям в зависимости от степени общественной опасности, экономического ущерба и последствий к планируемому январю 2013 года так достигнуто и не было. Поэтому сроки реализации данного мероприятия были перенесены на январь 2015 года.  Также изменились исполнители. Если раньше были Минюст и заинтересованные ФОИВ, то теперь ФТС и заинтересованные ФОИВ.

Определение порядка размещения таможенных органов

Седьмой раздел «Определение порядка размещения таможенных органов» был заменен на «Определение порядка создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов»

Так, если к  сентябрю 2013 года планировалось лишь издать нормативно-правовой акт, регулирующий такой порядок, то фактически было реализовано гораздо больше. Как отмечено в новой дорожной карте

·         «обеспечено размещение на официальном сайте ФТС России в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ликвидации таможенных постов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2012 г. N 1071;

·         обеспечено своевременное направление разъяснений по всем обращениям представителей делового сообщества, связанным с принятием решений об изменении структуры таможенных органов, в том числе о создании, реорганизации, ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов»

Реализация плана

 Из новой редакции дорожной карты убран раздел «реализация плана»

В соответствии с ним мониторинг и контроль реализации плана на постоянной основе возлагался на Минэкономразвития, заинтересованные ФОИВ, органы субъектов, общественные объединения и Агентство стратегических инициатив.

Таким образом, новая редакция плана мероприятий дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» претерпела существенные изменения. Это касается и самой структуры - перенесение показателей Doing Business в контрольные показатели и преобразование подпунктов в пункты дорожной карты, добавление колонки с нормативно-правовыми актами, а также смысловой части - были добавлены или убраны отдельные пункты, перефразированы (причем  в лучшую сторону) ожидаемые результаты мероприятия, в ряде случаев изменены сроки или исполнители.

Удобным стало и то, что в дорожной карте делаются отметки об уже реализованных мероприятиях, так из 72 пунктов:

Признано исполненными - 13

Не были исполнены в первоначально установленный срок (сентябрь 2012 г) - 1

Не были исполнены в первоначально установленный срок (январь 2013 г.) - 4

Проект федерального закона внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. - 1

Тем не менее, не смотря на ряд изменений, очевидно, что до 2018 года карта будет ещё неоднократно пересматриваться.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...