Экономика

Танкеры для Тихоокеанского экспресса

Российские судостроительные заводы готовятся к борьбе за заказ для Министерства обороны РФ на семь танкеров по цене 3 млрд рублей за судно. Строительство серии заложено в госпрограмму вооружений 2018-2027 годов, утверждают собеседники в отрасли.


 

До конца 2018 года Минобороны РФ выберет проектное бюро, которое разработает проект танкера для оборонного ведомства. Танкеры длиной 120-130 метров нужны для обновления изношенного вспомогательного флота оборонного ведомства. Крупные нефтеналивные суда используются для снабжения боевых кораблей в открытом океане. Для этих целей ВМФ до сих пор эксплуатирует танкеры проекта 1559-В, построенные в Ленинграде в 1970 годах. Танкер «Иван Бубнов» несет службу в составе Черноморского флота, «Борис Бутома» приписан к Тихоокеанскому флоту, а «Сергей Осипов» (прежнее название «Днестр») — к Северному флоту. Суда длиной 162,4 м и шириной 21,4 м могут перевозить до 2050 тонн дизеля, 8250 тонн мазута, 1000 тонн авиатоплива, 1000 тонн питьевой воды и 250 тонн смазочного масла. Из шести построенных в СССР танкеров два списаны, один в 1997 году передан Украине и в 2004 году также отправлен на слом.

 

С заходом в Сирию

Кроме заправки военных кораблей, находящихся на удалении от мест постоянного базирования, танкеры могут использоваться для пополнения так называемого «Сирийского экспресса» — судов вспомогательного флота, используемых для снабжения российской военной группировки в арабской республике.

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что после разгрома основных сил ИГ (запрещенная в России террористическая организация) в 2017 году и по завершении основных боевых действий потребности сирийской армии значительно снизились. Правительство Башара Асада вернуло себе контроль над большей частью месторождений нефти и в состоянии обеспечить потребности как армии, так и гражданского сектора экономики. Российскому контингенту топливо требуется, в первую очередь, для снабжения керосином ударной авиагруппы. Но эта потребность сегодня также значительно ниже, чем в разгар боевых действий.

«Поставки топлива в Сирию сегодня нельзя назвать приоритетом для вспомогательного флота ВМФ. Основные задачи — снабжение кораблей в дальней океанской зоне», — говорит эксперт.

Если верить заявлениям Минюста США, поставки топлива в Сирию ведутся не только силами российских военных. В июне американские власти обвинили пятерых сотрудников российской транспортной компании ПАО «Совфрахт» в поставках авиатоплива в Сирию. Их обвиняли в нарушении закона IEEPA, запрещающего странам «несущим угрозу США» осуществлять расчеты в долларах с использованием американской финансовой системы. По законам Соединенных Штатов, нарушителям грозит до 20 лет лишения свободы.

 

Первые в очереди

Основным претендентом на строительство новых танкеров судостроители считают калининградский завод «Янтарь» (входит в ОСК). Политика работы с верфями Министерства обороны предполагает равномерное распределение заказов между заводами-исполнителями. В постсоветский период «Янтарь» испытывал проблемы с загрузкой, выполняя в основном единичные гражданские заказы на транспортные суда. В конце «нулевых» получил долгожданный заказ Минобороны на серию боевых кораблей: шесть фрегатов проекта 11356 для Черноморского флота. Построить завод успел только три первые корабля: «Адмирала Григоровича», «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова». В проекте используются украинские газотурбинные двигатели производства николаевского предприятия «Зоря» — «Машпроект». После потери Украиной Крыма и его присоединения к территории РФ, предприятие прекратило поставки. Разработки аналога российским НПО «Сатурн» затянулись на годы, вторая тройка фрегатов спущена на воду, но обездвижена. «Рособоронэкспорт» уже который год ведет переговоры о продаже кораблей Индии, которой Украина продать двигатели готова.

Из-за внешнеполитического конфликта завод лишился загрузки: продлевать серию фрегатов Минобороны в ближайшие годы не планирует. В 2017 году генеральный директор предприятия Эдуард Ефимов на встрече с заводчанами говорил о переговорах с Минобороны о получении заказа на «специализированные суда», в числе которых и танкеры. Тогда предполагалось, что строительство начнется в 2019 году.

Второй претендент на строительство танкеров — частный завод «Пелла» из Ленинградской области (принадлежит Герберту Цатурову и его партнерам). На выставке «Армия — 2018» предприятие представило собственный эскизный проект будущего танкера 03184. Он вдвое меньше советского 1559-В — всего 73 м в длину и 15 м в ширину. Судно сможет перевозить до 2000 тонн грузов: дизельного топлива, масла, пресной воды. Уменьшенные размеры танкера объясняются ограниченными производственными возможностями «Пеллы»: площадки предприятия расположены на Неве и имеют ограничения по осадке спускаемых на воду изделий.

Впрочем, небольшие танкеры не смогут обеспечить корабли ВМФ во время пребывания в дальней морской зоне, говорит Андрей Фролов. «Для Каспия или Балтики их можно будет использовать, для Тихоокеанского флота — вряд ли», — говорит эксперт.

Хорошие перспективы на заказ есть у частного Невского судостроительно-судоремонтного завода в Шлиссельбурге. В сентябре 2018 года, после почти пяти лет строительства предприятие передало флоту 130-метровый танкер «Академик Пашин» стоимостью 3 млрд рублей. Судно вошло в состав Северного флота. По размерениям оно близко к планируемой серии танкеров.

На заказ могут претендовать и другие российские верфи, специализирующиеся на гособоронзаказе или строительстве грузовых судов.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы