Экономика

Правительство РФ нашло средства на пятикратное увеличение экспорта машиностроения

Правительство РФ намерено ежегодно выделять 1,5 млрд рублей экспортерам автомобильной, сельскохозяйственной, железнодорожной, авиационной техники на послепродажное обслуживание за рубежом. Эта и другие меры, по мнению правительства, позволит нарастить экспорт техники в пять раз, до $8,9 млрд в год.

 


Деньги получат производители автомобилей, сельскохозяйственной и железнодорожной техники, которые смогут открыть за границей до 30 сервисных центров, заявил замглавы Минпромторга России Алексей Беспрозванных.

Мера является частью проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности», утвержденного в конце 2016 года советом при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Проект предусматривает также субсидирование кредитной ставки на приобретение техники иностранными покупателями, возмещение части затрат на транспортировку экспортируемой техники.

 

Субсидии для своих

По информации Российского экспортного центра (РЭЦ), экспортерам компенсируют до 50% затрат на постпродажное обслуживание техники на внешних рынках. На это потребуется по 1-1,5 млрд рублей в год.

Комплекс мер позволит в пять раз нарастить экспорт автомобильной, сельскохозяйственной, авиационной и железнодорожной техники к 2025 году по сравнению с 2016 годом — тогда совокупный объем экспорта по данным направлениям составлял $1,78 млрд. В 2017 году общий экспорт техники (за исключением авиационного направления) превысил $3 млрд, отмечают в РЭЦ. Так, автомобилей за рубеж было продано на $2,5 млрд (рост на 27,1%), продажи железнодорожной техники увеличились на $361 млн (плюс 21,6%), сельхозтехники — на $198 млн (33,1%).

В Минпромторге не ответили на вопросы ПРОВЭД о том, в каких странах и в какой период времени будут открыты сервисные центры.

По мнению собеседника ПРОВЭД в автомобильной отрасли, эта мера больше ориентирована на российских автопроизводителей: КАМАЗ, Sollers, АВТОВАЗ. «Иностранные бренды, производящие машины в России, как правило, имеют разветвленную дилерскую сеть», — отмечает он. Также собеседник сомневается, что компенсация затрат на сервис существенно повысит продажи российской техники за рубежом. «Если товар востребован, он пойдет на рынке в любом случае», — полагает он.

 

Вне конкуренции

Это мнение не разделяет директор экспертного центра «Автомобильная промышленность» и член правления представительства Roland Berger в России Эдуард Черкин. «Сервис, особенно в коммерческом сегменте, играет ключевую роль в создании совокупной стоимости владения. Зачастую наша коммерческая техника оказывается неконкурентоспособна на внешнем рынке либо из-за невозможности производителя обеспечить качественный сервис, либо из-за того, что она попросту неремонтопригодна», — говорит Черкин.

По его оценке, расходы автопроизводителей на сервис могут колебаться в диапазоне от нуля до нескольких миллионов долларов. Автозаводы могут обслуживать проданную технику как самостоятельно, так и в партнерстве с дилерами. В первом случае производителям нужно строить собственные сервисные центры. По подсчетам собеседников ПРОВЭД на автомобильном рынке, открытие одного дилерского центра в Казахстане обойдется не менее, чем в 10 млн рублей.

Если привлекать дилера в качестве сервисного партнера, то он обычно берет на себя расходы на содержание сервиса и окупает их за счет работы с клиентом. В зависимости от бренда, дилер добавляет к цене автомобиля 5-8% своей прибылив зависимости от бренда. Иногда при работе с дилером производитель берет на себя расходы на маркетинг, добавляет Эдуард Черкин.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы