Аналитика

Считайте деньги, пока стоит задача

Не прошло и недели, как сын бывшего главы ФСБ Николая Патрушева — Дмитрий Патрушев — возглавил Минсельхоз, а он уже успел придумать, как получить многомиллиардное финансирование на аграрный проект. Нужно создать «аграрный Яндекс» — информационную систему для доступа сельхозпроизводителей к новым технологиям.

 

«Поставленная задача, которая стоит»

Никакого отношения к цифровым технологиям Дмитрий Патрушев до сих пор не имел. До прихода в министры он почти 8 лет (с 2010 года) возглавлял правление государственного Россельхозбанка. О его успехах на этом поприще можно судить по фермерской поговорке: «Хуже Минсельхоза работает только Россельхозбанк».

Идею своего нового начальника изложил замминистра сельского хозяйства Иван Лебедев, выступая на Петербургском международном экономическом форуме: «Мы к концу года предложим ряд пакетных решений, но, конечно, мы будем стремиться к созданию такого «Яндекса» аграрного — большой системы прозрачной. Прозрачной для всего мира, для того, чтобы инвестиции в агропромышленный комплекс страны были активными, правильными, чтобы мы развивались и, конечно, выполняли поставленную задачу, которая сегодня перед нами стоит».

Это очень грамотный ход. Учитывая, что президент, по меткому выражению новоиспеченного главы ВЭБ (а в недавнем прошлом — первого вице-премьера) Игоря Шувалова, недавно «заболел цифровизацией», то достаточно лишь произнести: «Big data, умная ферма», — чтобы отворить двери в государственную казну.

Сколько денег потребуется на «Агро-Яндекс», Минсельхоз не уточняет. По оценке «Ростелекома», в 2018-2020 годах затраты на цифровизации российской экономики, исходя из планов правительства, составят 427 млрд рублей. В том числе 99 млрд — за счет бюджета.

 

Миллиардные успехи

Прежде чем всерьез обсуждать «Агро-Яндекс», нужно вспомнить, что больше 40% сухопутных территорий России не имеют никаких дорог. А треть населенных пунктов страны, в которых проживает 2 млн человек, вообще фактически отрезаны от цивилизации, потому что подъезды к ним грунтовые. При таком уровне цивилизации на селе актуальность создания «Агро-Яндекса» выглядит не такой уж очевидной.

А если припомнить успехи предыдущих госпроектов в IT, то будущее инициативы Минсельхоза выглядят совсем пессимистично.

Взять, например, отечественный поисковик «Спутник», в создание которого в 2014-2016 годах было вложено не меньше 2,5 млрд рублей. И это только по данным открытых источников, реальной суммы «Ростелеком», курирующий этот проект, не называет. Интереса у пользователей российский поисковик так и не пробудил: Mail.ru оценивает долю «Спутника» на рынке поисковиков в 0,01%.

Однако тут вопрос: какой результат считать успехом? Например, на создание неэффективной и дорогой системы сбора платы с грузовиков «Платон» окологосударственный «Газпромбанк» выделил 27 млрд рублей. Плюс за свои услуги компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС, оператор «Платона») с 2015-го по 2027 годы будет получать из федерального бюджета минимум по 10,6 млрд рублей в год. Это независимо от того, какую сумму удастся собрать «Платону» с перевозчиков.

По данным Минтранса РФ, за весь период работы «Платона» (с 15 ноября 2015 года) оператор перечислил в Дорожный фонд России менее 42 млрд рублей.

С точки зрения эффективности для государства, казалось бы, это провал. Логичнее было бы собирать эти деньги через налоговый или акцизный механизм, не создавая операторскую «прокладку». А вот для Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга и по совместительству совладельца РТИТС (до апреля 2018 года ему принадлежало 50% в этой компании, а теперь — 23,5%) такая работа «Платона» — несомненный успех. Ведь благодаря ему Игорь Ротенберг стал долларовым миллиардером: Forbes оценивает его состояние в $1 млрд. И наследник Аркадия Ротенберга в ближайшее время может въехать на «Платоне» в рейтинг Forbes.

Так что у сына Николая Патрушева есть все шансы на успех.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы