Экономика

Лизинг класса «воздух-река-море». Минтранс будет продвигать российские корабли и самолеты в Азии

ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) до конца года создаст подразделение в Гонконге, рассказал главный исполнительный директор GTLK Europe Роман Лядов. Компания GTLK Asia будет заниматься привлечением финансирования и поддержкой экспорта российских транспортных средств (воздушных, морских и речных судов) на азиатском рынке.

 


По данным базы СПАРК, GTLK Europe Designated Activity Company на 100% контролируется «Государственной транспортной лизинговой компании». ГТЛК полностью принадлежит Министерству транспорта РФ. По словам Романа Лядова, портфель заказов группы ГТЛК сегодня составляет около более 500 млрд рублей. Около половины приходится на воздушный транспорт.

Первая дочерняя компания была создана в Ирландии в 2012 году. «Ирландия сегодня считается мировым центром лизинга. Более половины эксплуатируемых в мире самолетов принадлежат ирландским компаниям», — объяснил Роман Лядов.

По его словам, одной из целей создания компании был выход на международные рынки капитала. «За последние два года мы дважды выпускали еврооблигации, в общей сложности на $1 млрд. Около четверти наших инвесторов составляют российские банки и фонды, остальное приходится на европейских, азиатских, ближневосточных и американских инвесторов. Евробонды торгуются на Ирландской фондовой бирже», — отметил Лядов. Привлеченные средства компания направляет на зарубежные и российские проекты, в том числе по поддержке экспорта.

Сегодня портфель заказов GTLK Europe составляет около $4 млрд. «Это более 50 воздушных судов, которые мы предоставили пяти европейским клиентам, и около 20 морских судов. Мы ежегодно увеличиваем объем заказов на 20-30%», — рассказал представитель GTLK Europe.

По его словам, база в Гонконге будет выполнять те же функции, что и база в Ирландии. «Мы планируем сначала сформировать портфель около $1-2 млрд, затем приступить к выпуску бондов для привлечения финансирования азиатских банков и фондов. Сегодня в Азии наблюдаются избыточная ликвидность и рост авиационного рынка. В дальнейшем мы хотим использовать эту платформу для продвижения воздушных, морских и речных судов российского производства», — рассказал исполнительный директор GTLK Europe.

ГТЛК Asia планирует привлекать деньги азиатских финансистов, покупать на них самолеты и суда и сдавать их в лизинг. Компания будет ориентироваться клиентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Индии, Африке.

На данный момент GTLK Europe прорабатывает сделки по передаче в лизинг иностранным лизингополучателем отечественной авиатехники — самолетов SSJ-100 — в рамках реализации госпрограммы по их продвижению. По утверждению Лядова, на финальной стадии находятся переговоры с африканскими странами Камерун, Нигерия, Джибути по поставкам самолетов SSJ-100 и гражданским вертолетам. Также идут переговоры по предоставлению в лизинг гражданских вертолетов (индийские клиенты), сменных двигателей для самолета SSJ 100 (для мексиканской компании Interjet — крупнейшего иностранного эксплуатанта самолетов Sukhoi Superjet 100). Предварительные соглашения по сделкам подписаны весной 2018 года.

В России Группа ГТЛК — крупнейший лизингодатель отечественных судов с долей рынка 80%.

Продвижением на внешние рынки российского водного транспорта будет заниматься азиатская дочка. «Ирландская компания, в первую очередь, предназначена для поддержки авиационного лизинга, а гонконгскую мы планируем активнее использовать для работы с морским транспортом. Через Гонконг и Сингапур идут транспортные морские маршруты, поэтому там сосредоточен хаб финансирования морских проектов», — пояснил главный исполнительный директор GTLK Europe.

По мнению генерального директора Выборгского судостроительного завода (входит в ОСК) Александра Соловьева, привлечение азиатского финансирования не поможет продать суда российской постройки на внешние рынки. Причина лежит в высокой стоимости строительства на российских верфях.

На прошедшем вчера в Петербурге круглом столе, посвященном развитию судостроения и судоходства на Евразийском континенте, гендиректор «Балтийской паромной компании» (контролируется кипрским оффшором Pola Maritime Limited) Ришат Багаутдинов сравнил цену строительства сухогруза RSD44 в России, Турции и Китае. Строительство одного такого парохода на Окской судоверфи в Навашино обходится в $14 млн, турецкими заводами — в $11,9 млн, китайскими верфями — в $8 млн.

«Грузовые суда просты в исполнении, поэтому их строят практически везде. И в азиатском регионе достаточно своих верфей, которые в состоянии качественно быстрее и дешевле выполнить такой заказ», — уверен Александр Соловьев. Впрочем, схема может сработать при строительстве судов для внутренних заказчиков, считает он. «Для российских верфей наш внутренний рынок огромен», — утверждает Соловьев.

 

Фото i.artfile.me

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы