Экономика

К чему приведет регулирование краудфандинга в России?

Сбор средств через краудфандинг могут усложнить. Опубликованный в конце января законопроект Центробанка «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» определяет его как розничное финансирование и предлагает регулировать краудфандинговые площадки по аналогии с банками. О том, кому и чем это грозит, мы спросили Илью Ершова, администратора общественного коворкинга «Открытое пространство» – проекта, который финансируется за счет пожертвований.

 


– Раньше сфера краудфандинга особым законом не регулировалась. Крупные краудфандинговые платформы, такие как planeta.ru и boomstarter, функционировали как обычные юридические лица. Их деятельность регулировалась так же, как деятельность обычных ООО. Сейчас Центробанк фактически планирует приравнять их к банкам. Он признал, что вокруг таких площадок крутится определенное количество денег, и решил, что может регулировать их как игроков на финансовом рынке.

Проект содержит ряд моментов, очень неприятных для общественного сектора. Например, сегодня кампанию по сбору средств через краудфандинг может создавать не только юридическое, но и физическое лицо. В законопроекте прописано, что ее могут заводить лишь индивидуальные предприниматели и юридические лица. Это значит, что если хочешь создать краудфандинговую кампанию для конкретного, ограниченного по срокам проекта, нужно будет создавать юрлицо или ИП, а потом – закрывать их за ненадобностью. Соответственно, придется платить дополнительные деньги.

Ясно, что законодатель беспокоится об отмывании денег через краудфандинговые площадки. Но сегодня, как в случае с planeta.ru или boomstarter, налоговым агентом выступает сама такая площадка. Она с суммы сбора сама платит налог. Принятие законопроекта приведет к тому, что теперь частному лицу будет невозможно классическим способом делать краудфандинговую кампанию.

Краудфандинговые площадки не используются в антиправительственных целях. Предлагаемые ограничения коснутся совсем не политических проектов. В условиях работы краудфандинговых платформ в России четко прописано, что они не финансируют агитационные и политические кампании. Тем не менее в законопроект включена странная норма, которая приведет к еще большей самоцензуре площадок, – при принятии решения о размещении проекта платформа должна руководствоваться принципом деловой репутации. Но что это значит? Если я захочу провести кампанию, например, для помощи мигрантам, это плохая деловая репутация или хорошая? Кто знает, как государство относится к подобного рода инициативам? В итоге площадка будет вынуждена лавировать между желанием разместить проект и боязнью регулятора в лице ЦБ.

Еще к вопросу о самоцензуре и ограничениях. В законопроекте есть норма о самих владельцах площадок: ими не могут быть иностранные граждане и люди, у которых есть неснятая судимость за преступления против государственной власти. Вполне возможно, это устрашающий момент.

Дьявол кроется в деталях. Чем больше регулирования, тем больше самоцензуры. В законопроекте нигде черным по белому не написано, что нельзя финансировать, например, правозащитные проекты. Но в нем есть постоянные указания на то, что теперь площадки будут под контролем Центробанка, что их внесут в специальный реестр, будут дополнительно проверять. Есть норма о том, что они должны внимательно относиться к тому, кто размещает на них кампанию. Все это приведет к тому, что владельцы краудфандинговых площадок будут еще больше самоцензурироваться. Безусловно, принятие законопроекта приведет к уменьшению количества правозащитных краудфандинговых проектов.

Что касается юридических лиц и благотворительных фондов, то, на мой взгляд, для них с принятием закона мало что изменится. Они всегда тщательно подходят к отчетности. Скорее, документ направлен против тех, кого сложнее отследить и проконтролировать: частных, неформальных инициатив.

Есть также норма, которая может непосредственно повлиять на сбор. Это пункт о том, что один человек сможет пожертвовать на один проект не больше 50 тысяч рублей. Очень странное ограничение. Скорее всего, законодатели беспокоятся об отмывании денег, но ведь и так есть способы проверить происхождение средств.

Компания, размещающая свой проект на краудфандинговой площадке, должна будет не только выкладывать свою годовую бухгалтерскую отчетность в публичный доступ, но и аудиторское заключение по этой отчетности. Пока эта норма в законопроекте прописана на случай, если планируется привлечь 30 миллионов рублей в качестве краудфандингового финансирования. Но кто знает, не будет ли эта цифра снижена, когда законопроект дойдет до Госдумы. Тогда большое количество участников краудфандинга подпадут под эту норму.

 
Партнеры:
Похожие материалы