Таможня

«Морской порт» − писаная торба ФТС

В Дальневосточном таможенном управлении не устают рассказывать о достоинствах комплекса программных средств «Портал Морской порт». О недостатках упоминают лишь между строк: «Все поступившие предложения по усовершенствованию программного продукта ДВТУ направит в Федеральную таможенную службу». «Вроде как и не врут, но недоговаривают», − таково резюме тех участников рынка, кто работает с порталом непосредственно.

«Начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий ДВТУ Оксана Долгих отметила, что, несмотря на то, что обязательность представления информации в электронной форме введена с 1 октября 2016 года только для прибывающих судов и грузов, сегодня практически все судозаходы сопровождаются представлением электронных пакетов документов. Из 12 тысяч судовых дел, оформленных в отношении убывающих судов, 99% дел сформированы на основе поступивших электронных пакетов. Также обработано порядка 50 тысяч поручений на погрузку, представленных экспедиторами в электронной форме», − говорится в пресс-релизе ДВТУ.

«12 000 несчастных, соболезнуем, − иронизирует Владимир Коростелев, руководитель проекта Single Window в Sea Express Group. − Представляете, сколько ресурсов, времени, денег и нервов потратили морские перевозчики Дальнего Востока, которых таможня в соответствии с требованиями ФЗ-212 «О свободном порте Владивосток» заставила наряду с подготовкой бумажных документов для каждого судна 8-14 часов водить ту же самую информацию в бесполезную информационную систему «Морской порт». Зачем заставлять работать в портале ФТС, не отменяющем бумажные документы в порту? Вопрос риторический. Главное, чтобы таможенное начальство в Москве было довольно».

В пресс-релизе ДВТУ сказано, что, например, управляющий директор АО «Торговый порт Посьет» Анатолий Балакин положительно отозвался о работе через портал.

«Таможенный контроль в порту Посьет осуществляют сотрудники таможенного поста Морской порт Зарубино, который расположен в 40 километрах от порта. Представители порта и агентирующих компаний затрачивали до 5 часов ежесуточно только на доставку в таможенный орган бумажных документов на суда и грузы. Переход в июне 2017 года на электронный документооборот значительно упростил взаимодействие. Сегодня все судозаходы оформляются с использованием электронного документооборота. Если ранее на оформление судна в бумажном виде затрачивалось около 4 часов, то сейчас этот срок сократился в два раза», − рапортует таможня.

«В Зарубино действительно полгода как суда оформляются по документам, переданным в портал (без дублирования на бумажных носителях), − рассказывает  Алексей Кучур, сотрудник агентской компании во Владивостоке. – А по Владивостоку, Находке, Восточному… Правда только в том, что подается 100% предварительной декларации на судно. Но, не смотря на подачу ПДС, бумажные документы предоставляются в обязательном порядке.

Был тут один раз эксперимент с MAERSK, когда хотели попробовать безбумажное оформление судна − только по документам, переданным на портал. Но − не знаю, к счастью или к сожалению − портал завис и ничего у них не получилось.

То есть, резюмируя то, что сообщает ДВТУ, могу сказать, что не наврали. Не договорили − да, но никто не скажет что информация не правдивая».

«Среди проблемных вопросов − использование электронной подписи, представление полного пакета документов, несоответствие предварительных и окончательных пакетов документов о судне», − говорят в ДВТУ. Другой представитель отрасли называет совершенно иные и более сложные проблемы.

«Таможни про свой портал «Морской порт» пишут давно и только в комплиментарной форме, − отмечает Константин Данилин, таможенный консультант, работающий в регионе деятельности ДВТУ. − Естественно, находятся фирмы, которые за возможность получать «крошки со стола» скажут все что угодно. Помните, как ФТС России призывала коммерсантов писать положительно иностранным дядям для поднятия рейтинга в Doing Business?  

На мой взгляд, этот программный продукт не дает ничего ни таможне, ни коммерсантам. Во-первых, в этой программе нет механизма использования сведений в таможенных процедурах. К примеру, в декларировании товаров. Во-вторых,  до сих пор нет взаимодействия с Россельхознадзором, т.к. таможенники вносят сведения о ввозимых ветеринарных товарах в программе «Аргус», а не в таможенной программе. А это было главным условием функционирования портала «Морской порт».

В-третьих, отсутствует возможность управлять рисками, т.е. сведения, полученные при прибытии товара, не анализируются таможней, на их основании она не принимает решения по минимизации рисков, в том числе при таможенном контроле таможенной стоимости.  

В-четвертых, таможенники (отделы ОСТП) тратят примерно от 4 до 10 часов на внесение сведений о ввозимых товарах при количестве контейнеров 500-700. Поэтому должностные лица ОСТП крайне негативно относятся к такой «информатизации» таможенного дела. К примеру, когда во Владивостоке проходил ВЭФ-2 (как впрочем и другие мероприятия, куда может прийти руководство) начальники постов специально инструктировали личный состав ОСТП, чтобы не говорили плохо о программах.

Про портал всё уже сказано в отчете Счетной палаты РФ о работе ФТС России за период 2014-2016 гг.».

«Сами участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), использующие «Портал Морской порт» или сервисы Личного кабинета участника ВЭД, могут сообщить о технических неисправностях. На каждом информационном ресурсе указан адрес электронной почты, куда можно направить описание своей проблемы. Вся информация сразу поступает в подразделение круглосуточной технической поддержки при Федеральной таможенной службе», − обнадеживает ДВТУ.

Но, как известно ПРОВЭД, на одном из публичных обсуждений, прошедших в декабре, на конкретные технические вопросы по работе с порталом должностное лицо ДВТУ ответило: «Видимо, вы неверно все заполняете! Больше никто не жалуется, всех и все устраивает, пришлите скриншоты ошибок». Чем дело кончилось – история умалчивает.

 

 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: