Экономика

«Не вышел на связь – и все»: что происходит с космической отраслью России?

Основная задача для российской космической отрасли сегодня – модернизация, а также – жесткий контроль на всех этапах, считают эксперты. О причинах неудачного запуска ракеты «Союз-2.1б» с 19 спутниками на космодроме «Восточный» говорить пока рано, но проблемные моменты в отрасли уже налицо.

 


Иван Моисеев, руководитель Института космической политики:

– Пока комиссия не разберется, что именно произошло, ничего конкретного сказать нельзя. Понятно, что там разгонный блок неправильно сработал. Может быть, неправильно ориентирован был, а может быть, двигатели отказали. Но обсуждать это можно только после того, как все выяснится. Пока, по моим данным, никакой информации о причинах произошедшего не существует. Не вышел на связь – и все. Тут много не расскажешь. Разные источники дают разную информацию, порой достаточно вздорную. Через неделю-две комиссия должна будет огласить предварительные результаты расследования.

Такого рода аварии раз в год всегда случаются. Но тем не менее для нас сигналом является то, что все последние аварии (считайте чуть ли не на 10 лет назад) происходят на той технике, которая летает десятилетиями и которая должна быть очень надежной. Значит, все-таки технологические процессы практически по всем аппаратам, по всем ракетам надо еще раз пересматривать, еще раз проверять, улучшать и модернизировать. И это сегодня основная задача для космической отрасли.

Спутник потерян. В первую очередь, это должно было быть обеспечение метеорологическими данными нашего Гидромета и Всемирной метеорологической организации. Для них это очень важный аппарат был, очень ожидаемый, модернизированный, новая серия. Естественно, они очень расстроены, но такие вещи случаются. Финансовые потери составили около 3 миллиардов рублей. Хоть он и застрахован, но все равно.

Оценку развитию космической отрасли России можно давать только в сравнении. Если брать весь комплекс работ по космосу, а это очень широкий фронт (научные исследования, фундаментальные исследования, исследование планет, использование спутников для целей экономики, для целей обороны и так далее), то на первом месте сегодня находятся США, которые делают больше, чем все остальные страны вместе взятые. На втором месте примерно (можно дискутировать, кто больше, кто меньше) мы, Европа и Китай. Третье место – Индия и Япония. Дальше остальные страны – Северная Корея, Южная Корея, Иран, они только начинают работать.

В России сильно снизилась частота запусков. Достаточно сильно. У нас этот запуск – один из 16 в этом году. Соответственно, потери составили 1 к 16.

 

Олег Мухин, президент Санкт-Петербургской Федерации космонавтики:

– Пока еще точно не ясна причина аварии. Очевидно только, что это отказ техники. Обидный отказ, конечно.

Ракета сама взлетела, все нормально. Она вышла на орбиту, вывела аппарат на орбиту, а вот разгонный блок не смог вывести дальше, на следующую орбиту. Задачу, которую он должен был решить, он не выполнил, и, к сожалению, рухнул на землю. Возможно, это было связано с недоработкой систем навигации. Так уже было в истории отечественной космонавтики, в 1996 году, когда мы хотели марсоход запустить к Марсу. Тогда аппарат вывели на орбиту, а ориентация прошла неправильно, и вместо полета к Марсу аппарат рухнул на землю.

О последствиях аварии трудно сейчас говорить. К космодрому «Восточный» претензий нет: сама ракета взлетела, запуск прошел удачно, то есть сам космодром сработал нормально. А вот «Фрегат» не сработал. В причинах этого нужно будет разбираться.

Неудачные запуски случаются. Космическая техника – это техника очень серьезная, и к ней нужно относиться предельно серьезно. В свое время была знаменитая «военная приемка», которая отвечала за подготовку запусков и самих аппаратов. Сейчас у нас этого нет, и очевидно, что контроля не хватает. На всех стадиях: контроля изготовления деталей, изготовления аппаратов. Все это становится чрезвычайно актуальным, особенно в связи с появлением различных коммерческих структур, которые предлагают свою технику. Нужен очень-очень четкий контроль.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы