Политика

Референдум Каталонии глазами очевидцев: почему голосовали «за»

1 октября в Каталонии прошел референдум о независимости, запрещенный испанскими властями. На голосование был вынесен вопрос: «Вы хотите, чтобы Каталония была независимым государством в форме республики?» Попытки центрального правительства сорвать плебисцит провалились – в референдуме приняли участие около 45% избирателей автономии. Какими взглядами руководствовались люди, проголосовавшие за и против отделения? И что будет дальше?

 


Как прошел запрещенный референдум

– На протяжении всей кампании за независимость, которая продолжается уже несколько лет, правительство Каталонии – Женералитат, ее президент Карлес Пучдемон и мэр Барселоны Ада Колау призывали Испанию к переговорам, – говорит Карина Гиноян, студентка университета Барселоны и очевидица событий. – Колау не раз подчеркивала, что начать диалог никогда не поздно: ни до, ни после 1 октября. Но испанская сторона не сделала ни одного разумного шага к мирному разрешению конфликта. То, чего требуют все демократически настроенные партийные лидеры, как сторонники, так и противники отделения – это политическое урегулирование.

В начале сентября парламент Каталонии принял закон о референдуме и запланировал его проведение на 1 октября. На следующий день Конституционный суд приостановил действие закона, так как, согласно Конституции Испании, референдум должен быть одобрен центральным правительством.

– В случае с Каталонией этого, очевидно, никогда не произойдет, – считает Карина. – За пару недель до референдума испанская полиция устроила обыски и задержала ответственных за подготовку голосования. В ответ жители вышли на улицы. Каталония не изменила своих планов, несмотря на блокировку сайтов и изъятие урн.

Национальная полиция и Гражданская гвардия Испании были стянуты в Барселону и другие города Каталонии, чтобы сорвать голосование.

– Как теперь увидел весь мир, они использовали дубинки, запрещенные в Испании резиновые пули, били людей ногами. Но жители отстаивали свои избирательные участки, и отстояли, – рассказывает собеседница.

По данным каталонского правительства, в голосовании приняли участие 2,344 миллиона человек из 5,5 миллиона зарегистрированных избирателей. К этому числу прибавляют 700 тысяч человек, которые не смогли проголосовать или их голоса не были подсчитаны из-за действий силовиков. Власти и СМИ говорят о 45-процентной явке на референдум. Газета La Vanguardia приводит следующие данные о распределении голосов: 89,6% – «за», 8% – «против», 1,6% – пустой бюллетень (blanco), 0,8% – испорченный бюллетень (nulo).

— Как в любой ситуации выбора, есть люди, которые просто боятся кардинальных перемен и, прежде всего, сопутствующей им экономической нестабильности, — говорит Хинес Пуэнте, местный историк и политический активист, — Многие из них не собирались голосовать или планировали голосовать nulo/blanco, но в итоге предпочли «si» – как протест против беспредела испанского правительства. Всем очевидно, что без действий испанской стороны, вариант «за» не получил бы столько голосов.

 

Тени прошлого

– Движение каталонского сепаратизма имеет долгую историю и очень неоднородно, – говорит Хинес Пуэнте. – Основная группа голосующих «за» – традиционные сепаратисты, чье движение ведет свою историю еще с XIX века. Это сепаратизм культурный и социальный, основанный на идее о том, что каталонцы – это отдельная нация, не имеющая ничего общего с Испанией и жестоко притесняемая в годы правления Франко.

Гражданская война 1936-1939 годов и продолжавшийся до середины 70-х период диктатуры Франсиско Франко – в современной Испании тема по-прежнему остроактуальная. В отличие от стран, где фашистские режимы пали в результате военных поражений и революций, передача власти в Испании произошла мирно: от диктатора к королю. Левые силы, особенно в Каталонии, считают правящую элиту преемницей франкизма, с поправкой на современные реалии и «демократическое» давление Евросоюза.

– Важно помнить, что правящая Народная партия создана членами единственной существовавшей при Франко политической силы – Национального движения, – отмечает Пуэнте.

Но ни франкистское прошлое, ни коррупционные скандалы не смущают избирателей Народной партии. Испания продолжает голосовать за консерваторов.

 

Те, кто «за»

Среди сторонников движения за независимость присутствуют и левые, и правые. На левом фланге лидируют CUP – Кандидатура народного единства – леворадикальная каталонская партия, и Esquerra republicana de Catalunya —– Республиканские левые Каталонии. Их национализм – скорее, гражданский и социальный, чем этнический.

– «За» на референдуме голосуют и мигранты из других областей Испании в n-поколении, благополучно устроившие свою жизнь в Каталонии. Их голос – это голос благодарности и солидарности, – считает историк. – Их отчасти представляет CUP и та часть Podemos, которая уважает право Каталонии на большую автономию.

Новая волна сепаратизма поднялась в 2010 году, когда Народная партия не признала изменений в автономном уставе Каталонии и провозгласила, что Испания является единой нацией в юридическом и конституционном смысле. После этих событий формируется новая группа сторонников независимости – Convergencia Democrática de Cataluña (Демократическая конвергенция Каталонии). Президент Женералитата Карлес Пучдемон – представитель именно этой партии. «Конвергенция» – правая партия. После 2010 года она резко сменила курс, выдвинув экономические аргументы в пользу сепарации.

– Раньше они имели хорошие отношения и заключали союзы с Народной партией, – отмечает Пуэнте. – Их избиратели – это многочисленная каталонская буржуазия.

На данный момент в Каталонии действует коалиция Junts Pel Si, состоящая из Convergencia, Республиканской левой и поддерживаемая CUP. Это объединение левых и правых, общей повесткой которых является независимость.

Будет ли независимая Каталония левой или правой – сказать пока нельзя. Согласно закону о референдуме, через шесть месяцев после него в Каталонии должны пройти выборы.

 

Кто «против»

В число тех, кто проголосовал против, входят каталонские консерваторы, поддерживающие Народную партию. Их немного, но они есть. Также это иммигранты, все еще идентифицирующие себя с Испанией. Отчасти их симпатии на стороне умеренных социал-демократов из PSOE (Социалистической рабочей партии Испании), выступающих против независимости.

Интересна позиция сторонников общеиспанской левой партии Podemos, возникшей в 2011 году на волне протестов против неравенства и коррупции – так называемого движения «возмущенных». Партия поддержала право каталонцев на референдум, но часть ее избирателей придерживается идеи федерализации, то есть относительного единства испанского государства.

 

Теракты сплотили Каталонию… против монархии

Августовские теракты сплотили каталонцев, но не так, как хотели бы сторонники единства. Во время визита короля Филиппа VI в Барселону сразу после трагических событий жители освистали монарха за его дружбу с Объединенными Арабскими Эмиратами, которые, как считается, финансируют Исламское государство. Люди винят испанскую полицию за плохо налаженную коммуникацию с полицией каталонской.

– Атаки террористов сыграли огромную роль в укреплении сепаратистских настроений в Каталонии, – считает Карина Гиноян.

 

Что дальше?

После референдума 1 октября движение за независимость набирает обороты. Во вторник в Каталонии объявлена всеобщая забастовка против полицейского произвола по время голосования: общественный транспорт почти не ходит, а в некоторые часы не работает совсем, закрылось большинство учреждений, университетов, частных предприятий. Десятки тысяч людей вышли на площади. Мадрид по-прежнему призывает Каталонию соблюдать Конституцию.

– Народная партия готова применить статью 155 Конституции Испании, позволяющую отнять у автономии всякую самостоятельность и поставить ее под внешнее управление. Эта статья, никогда раньше не применявшаяся, по существу развязывает центральному правительству руки на любые действия, – говорит Пуэнте.

Такой сценарий – вероятный, но не единственный. Например, правоцентристы из Ciudadanos (Гражданская партия, правоцентристы) выступают за проведение референдума, согласованного с Мадридом. Podemos требует отставки Рахоя. Руководитель Каталонии Пучдемон призывает третью сторону выступить медиатором в конфликте.

В течение 48 часов после референдума парламент Каталонии должен сделать заявление о начале переходного периода к формированию независимой республики. Женералитат может провозгласить независимость уже 9 октября.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы